Как вести себя, столкнувшись с пассивно-агрессивным поведением?



Как вести себя, столкнувшись с пассивно-агрессивным поведением?

В работе с одной из клиенток* пытались разобраться, что происходит с коммуникацией в её отделе на работе. Она отмечала много шуток - и достаточно обидных (которые больше были похожи на оскорбления), в целом неделовой стиль общения, нетактичные замечания и советы и так далее.

У меня возникло 4 гипотезы о формате такого поведения:
1) это мобинг (травля);
2) это внешнее выражение конфликта(-ов);
3) это пассивно-агрессивное поведение конкретных коллег;
4) это уже сложившаяся локальная норма коммуникации.

Я предложила ей попробовать прояснить это через наблюдение и ответы на следующие вопросы:
Как вести себя столкнувшись с пассивно агрессивным поведением Кто чаще проявляет себя таким образом в общении
Принято ли так общаться, когда коммуникация происходит вне работы
Ведёт ли себя так начальство
Каково поведение и способы её самой (как в ответ на неуместные шутки и комментарии, так и без них)
По отношению ли только к ней так происходит
Каким образом общаются люди в частных беседах, вне коллектива
Как было раньше и меняется ли что-то постепенно
Какие существуют интриги и "подковёрные игры"
Можно ли предположить зачинщика/подстрекателя

В итоге по её наблюдениям мы пришли к выводу, что, с бОльшей долей вероятности, имеет место пассивно-агрессивное поведение конкретных людей, а остальные члены коллектива просто подхватывают "дурной пример", но когда с ними обозначают границы - они успешно их принимают (в отличие от пассивных агрессоров).

Если вы не знали:
пассивно-агрессивное поведение (или пассивная агрессия) — модель поведения, при которой агрессивность выражается скрыто, косвенно, и обычно она скрывается демонстрацией покорности или доброжелательности.

Поэтому я составила для клиентки памятку

» Общение с пассивно-агрессивным человеком - это очень непростая и эмоционально затратная задача, ведь такие люди не осознают своей агрессивности, поэтому Вам нужно подготовиться и внутренне решить, стоит ли тратить ресурсы на этого человека.

Послания себе:
— «Я подозреваю, что это пассивно-агрессивное поведение».
— «Я не буду участвовать в непродуктивном цикле пассивно-агрессивного конфликта».
— «Эти люди не хотят открыто выражать гнев и неприязнь».
— «Я признаю, что тоже ощущаю гнев, но, если начну действовать из раздражения, проблема станет моей».
— «Вместо этого я возвращаю себе контроль над чувствами настолько, насколько это возможно».
— «Внутри пассивно-агрессивных людей до сих пор живет пугливый ребёнок, который так и не научился управлять своим гневом».
— «Я имею дело с эмоционально незрелым человеком, так что мне следует придерживаться взрослой позиции».
— «Возможно, когда я успокоюсь, я смогу относиться к ним с сочувствием. Однако это не значит, что я позволю нарушать свои границы».

Возможные тактики своего поведения:
1. Поговорить с ним(-и) и открыто выяснить причину такого поведения - и лучше говорить о его чувствах. Стоит использовать техники ненасильственного общения, предполагать поводы и причины, задавать вопросы, поощрять высказывание претензий. Высказывать собственные чувства, говорить о себе, показывать, что вы живой человек. Обойтись без критики, обвинений и требований.
2. Сохранять позитивный настрой и спокойствие: вас стараются втянуть в свой негатив или вызвать сильную эмоциональную реакцию (кричать, выяснять отношения), чтобы перенести в итоге вину с себя на Вас.
3. Сохранять дистанцию: не делиться личными подробностями с пассивно-агрессивными людьми, не рассказывать о своих слабостях.
4. Воспользоваться помощью того, кому доверяете - пригласить этого человека, предварительно рассказав о своих опасениях, пообщаться с пассивно-агрессивным: так можно узнать мнение со стороны, плюс Вас не смогут обвинить в «чрезмерно сильной реакции».
5. Обращать больше внимание на то, когда человек ведёт себя искренне и по-доброму, когда проявляет истинные чувства, делится своими переживаниями.
6. Если человек не меняет своего поведения даже после того, как Вы с ним поговорили, нужно установить чёткие границы в общении с ним и соблюдать их. Например: если человек постоянно повышает голос, Вы можете предупредить его, что в таких ситуациях будете прекращать общение и выходить из комнаты. И когда ситуация повторится, Вам нужно будет сдержать своё слово (отстоять свои границы).
7. Возможно, с некоторыми пассивно-агрессивными людьми придётся прекратить отношения совсем. Вы не обязаны жертвовать своей жизнью и благополучием, потакая недостаткам другого. Вы можете постараться уменьшить количество времени, которое проводите с таким человеком или, если испытываете много негатива, отказаться от общения вовсе. Иногда помогает решение просто не находиться с пассивно-агрессивным человеком наедине.

 

 


*текст опубликован с согласия клиентки

Связаться с автором статьи:

Специалист по связям с реальностью; Психолог; Консультант по сексологии; Коуч; Ведущая Т-Игр
Помогаю научиться жить в ладу с собой и с окружающей действительностью. Провожу онлайн-консультации и очные консультации Красноярске, работаю со взрослыми и молодёжью.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить