Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа и тело» (краткий обзор на основе современной психологии)



Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа и тело» (краткий обзор на основе современной психологии)

Архиепископ Лука – в миру российский и советский учёный, хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии и духовный писатель, доктор богословия. Лауреат Сталинской премии первой степени и жертва сталинских репрессий (провёл в ссылке в общей сложности 11 лет).

      «Дух, душа и тело» - изумительная работа Архиепископа Луки в жанре христианской апологетики. Апологетика в целом (от греч. ἀπολογία — защита, оправдание)  раздел христианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.

     В своей книге Архиепископ Лука рассматривает теорию высшей нервной деятельности академика И. Павлова, которую в СССР объявили высшим достижением материализма, и показывает, что единственное общефилософское учение, которое позволяет корректно и научно включить в себя павловскую теорию, это самое антиматериалистическое из всего, что дала философия в нашем веке, учение А. Бергсона. Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь,  пребывающую в некой целостности, отличающуюся и от материи и от духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами её распада. Основные понятия, с помощью которых философ определяет сущность «жизни» — «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Жизнь не может быть схвачена интеллектом. Интеллект способен создавать «отвлечённые» и «общие» понятия, он — деятельность рассудка, а воспроизвести реальность во всей органичности и универсальности можно, только воссоздав её. Это под силу лишь интуиции, которая, будучи непосредственным переживанием предмета, «внедряется в его интимную сущность».

      В книге Владыки Луки мы видим, что и различение духа и души вовсе не есть метафизическое утверждение. Сами эти понятия в изложении автора в большой степени динамичны: признавая влияние телесной стороны человека на духовную, автор видит и обратное влияние духа на тело, и "духом" называет сферу, где преобладает и владычествует духовная сторона, а "душою" - ту сферу, где духовное сопряжено с телесным теснейшим образом и зависит от него.

      Архиепископ Лука рассматривает достижения квантовой физики (корпускулярно-волновую теорию и др.) и задается вопросом – что дает нам право утверждать, что мы знаем все виды энергии? С материальной точки зрения, и эти, пока еще неведомые, формы энергии должны порождать особые формы существования материи. Где же основание к тому, чтобы отрицать законность нашей веры и уверенности в существовании чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и первородительницей всех физических форм энергии, а через них и самой материи? Мы (христиане) представляем себе эту духовную энергию как всемогущественную любовь Божественную.

     Архиепископ Лука рассуждает так же о сердце как органе высшего познания и как хирург и как священник. Он приводит слова Паскаля «Сердце, а не разум чувствуют Бога».

    «Ум, конечно, не дух, но лишь выражение, проявление духа», считает Архиепископ Лука. Ум относится к духу как часть к целому. Дух гораздо обширнее ума, но в силу нашей неизменной интеллектуалистической концепции мы видим в уме весь дух (Франк Гранман). Дух выступает за пределы мозга. Метапсихология (так называлось изучение духа середине ХХ века) ставит своей целью изучение и  исследование всеми научными способами области непонятных и таинственных психических явлений, отвергаемой официальной психологией как суеверие и сказки. Однако еще в начале ХХ века разработанная учеником Фрейда аналитическая психология Карла Г. Юнга  и его концепция «коллективного бессознательного»  напрямую связываются с представлениями оккультизма. Юнг был мистиком и именно в этом подлинные истоки его учения. Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разрабатывала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс.

     В настоящее время трансперсональная психология (А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и др.) изучает трансперсональные (расширенные за пределы сознания) переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. В Калифорнии с 1962 года работает институт Эсален - поселение-коммуна, в который приезжают как ведущие психологи мира, так и представители многих религий. Ежегодно проводятся около 500 различных обучающих мероприятий, а также различные конференции, тренинги, научные исследования, направленные на  гармоничное развитие личности с помощью различных интегративных практик: йоги, медитации, гештальт-терапии, экзистенциальной терапии и трансперсональной психологии.

      Архиепископ Лука пишет о трансцендентальных, духовных способностях людей, которые (как шестое чувство) проявляются в очень различной степени. Приводит много конкретных фактов. Почти у всех людей, даже наименее сенситивных есть способность познания - иная, чем познание пятью чувствами. Чем выше духовность человека, тем ярче выражена эта способность высшего познания. При некоторых особых условиях у людей в высшей степени сенситивных она проявляется с необыкновенной силой - в ясновидении, предчувствии и пророческом предвидении, в неведомом и таинственном шестом чувстве, которым они узнают многое о людях по вещам, принадлежащим им.

      Архиепископ Лука отмечает, что у недосягаемого по глубине мысли И. Канта трансцендентальная природа человека, безусловно, признается как на основании эмпирических знаний (сочинения Сведенборга), так и его собственной (Кантовской) теории, почерпнутой из чистого разума.

     В последней главе книги говорится о бессмертии. «Если совершенна (неуничтожима) материя и энергия в ее физических формах, то, конечно, должна подлежать этому закону и духовная энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого. Таким образом, бессмертие есть необходимый постулат ума нашего».

     Те, кто заинтересовался книгой, легко скачают ее из сети в любом формате (примерно 55 стр.). Тем не менее, внимательное чтение потребует достаточно много времени на обдумывание, понимание, принятие или непринятие некоторых положений. Однако многие философские и богословские доказательства, несомненно, помогут совершенствованию Вашего мировоззрения, повышению его устойчивости в нашем «невротическом» мире.

Работа психолога сегодня обязательно должна иметь комплексный подход - от души к духу (трансперсональный и экзистенциальный подход), от души - к телу (телесно-ориентированные методы). Именно в многогранности своих методик моя психологическая помощь проявит себя с максимальной эффективностью.

Связаться с автором статьи:

Психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт
первая консультация - БЕСПЛАТНО!
Стремление разобраться в себе - начальная точка интереса к психологии. Потом научиться разбираться в других людях и помогать им достичь душевной гармонии, спокойствия и успехов в жизни.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить