Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 2)


12.03.2020 | Здоровье

Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 2)

Продолжаю рассказывать о типах пациентов, в зависимости от их отношения к болезни. Во второй части этого цикла, для начала хочу коротко обозначить основные правила общения с больным человеком, которых следует придерживаться:

- если вы родственник больного, не ждите мгновенного эффекта от лечения и наберитесь терпения, если вы врач – не ждите быстрого результата (если это не лечение острых состояний);

- избегайте консультаций заочно;

- не навязывайте больному своих убеждений (помните: то что помогло вам не всегда помогает другим людям);

- не позволяйте больному искать виновного в болезни, лучше направьте его энергию на скорейшее выздоровление;

- не берите весь груз ответственности за результат лечения на себя;

- медикам рекомендуется не избегать консультаций коллег.

Итак, возвращаясь к типологии больных. Следующий тип…

 Тревожный (тревожно-депрессивный или обсессивно-фобический)

Родственникам пациента и врачу какие типажи больных существуют  часть 2

Такие люди постоянно беспокоятся и крайне мнительны в отношении неблагоприятного течения заболевания. Часто опасаются, что то, или иное лечение может быть опасным или просто неэффективным. Озабочены поиском дополнительной информации о болезни, стараются обращаться только к «авторитетам» и частенько меняют врачей кочуя от одного к другому. Но в отличие от ипохондриков, тревожные больные проявляют доверие к объективным и проверенным данным. Вместо постоянных жалоб более склонны слушать о протекании подобной болезни у других. Настроение таких больных обычно тревожное, вследствие чего нередко возникает состояние угнетенности и подавленности, что никак не способствует выздоровлению.

Как взаимодействовать с такими пациентами родственникам и врачу, и что для них важно?

Для таких пациентов очень важна поддержка, понимание, готовность выслушать и подробно ответить на все тревожащие вопросы. Если не хватает времени на таких пациентов, можно советовать прочесть какие-либо брошюры, рекомендовать сайты, ссылки и прочие источники, чтобы до следующего приема у него была, так сказать «таблетка от тревоги». Этот тип больных тоже хорошо идет на контакт, но в случае возникновения депрессии и чрезмерной тревоги, могут опускать руки. Именно поэтому им нужна постоянная поддержка. Если вы врач, постарайтесь поговорить с родственниками и объяснить им важность поддержки больного в этот непростой период.

Ипохондрический



Люди данного типа слишком сосредоточены на субъективных болезненных ощущениях, стремятся постоянно рассказывать о них врачам, медперсоналу и окружающим. Часто преувеличивают действительные болезни и постоянно ищут несуществующие. Иногда преувеличивают неприятные ощущения. Особенностью ипохондриков является удивительное сочетание неверия в выздоровление с желанием вылечиться. Эти люди часто требуют тщательнейшего обследования у лучших специалистов, очень мнительны и опасаются, что какие-то из процедур могут принести вред. (Если вам сложно представить типичного ипохондрика, вспомните писателя Эдгара По).

Как взаимодействовать с такими пациентами родственникам и врачу, и что для них важно?

Ипохондрики – один из самых сложных типов пациентов, ибо сама по себе ипохондрия может развиться и при отсутствии болезни у мнительного человека (достаточно впечатлиться болезнью близкого), а уж когда он болеет сам, то почва тем более благодатная. С таким человеком нужно запастись терпением, а главная тактика - это убеждение. С подобным пациентом нужно говорить исключительно уверенным голосом и приводить убедительные примеры случаев выздоровления. Также рекомендуется быть уравновешенным. Ипохондрики склонны постоянно прислушаться к своим ощущениям и также легко считывают эмоции других, поэтому лучше всего оставаться спокойным, разговаривая с таким пациентом.

Неврастенический 



Основная линия поведения неврастеника - «раздражительная слабость»: вспышки раздражения при болях, неприятных ощущениях и неудачи в лечении. Раздражение часто изливается на первого встречного и обычно завершается раскаянием с угрызениями совести. Неврастеники плохо переносят болевые ощущения, а также весьма нетерпеливы при проведении каких-либо длительных медицинских процедур. Неспособны терпеливо ждать первых результатов лечения или обследования.

 Как взаимодействовать с такими пациентами родственникам и врачу, и что для них важно?

Поведение таких пациентов ни в коем случае не нужно относить на свой счет. Отнеситесь к таким людям с пониманием, принимая в расчет то, что подобная реакция - лишь реакция на болезнь и особенность личности пациента. Следует помнить о том, что такие люди очень впечатлительны и плохо переносят болевые ощущения, поэтому при проведении врачебных процедур желательно создать благоприятную атмосферу, чем-то отвлечь больного. Разговаривать с таким пациентом нужно спокойным и доброжелательным тоном, проявлять понимание.

Продолжение обязательно следует…

 

Связаться с автором статьи:

психолог, клинический психолог, кпт терапевт (член АКПП)
Доброго времени суток! Рада приветствовать Вас на моей странице! Я являюсь практикующим психологом (в том числе клиническим психологом), членом Ассоциации Когнитивно-Поведенческих Психотерапевтов. В своей работе ориентирована на следующие клиентские запросы: - страхи и фобии - депрессия -…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить