Как адаптировать ребенка к учебе в первом классе?



Как адаптировать ребенка к учебе в первом классе?

Автор статьи: Александра Ушакова

Вот и пролетело лето…впереди новый учебный год, новые знания, новые впечатления, но и новые трудности. Для кого-то этот год – очередная ступень начальной школы, для кого-то финишная прямая, а вот для некоторых учеников он будет первым учебным годом в их жизни. И это, конечно же, очень волнительно, как для будущих первоклассников, так и для их родителей. Ребенок попадает в непривычную для него среду, испытывая немалый стресс. Но и родители переживают не меньше. В голове множество вопросов – как новая обстановка отразится на успеваемости ребенка? сможет ли он влиться в коллектив? как сложатся отношения с учителями? какие дать ему советы? как помочь справиться с ожидающими трудностями? И еще целый ворох вопросов на которые не всегда есть готовый и правильный ответ. Давайте не будем паниковать ( ведь дети легко «прочитают» наше состояние, которое передастся и им) и разберемся как же все-таки помочь своему ребенку наиболее «безболезненно» пережить столь важный и ответственный для него период. 

В первую очередь, всем родителям нужно постараться вспомнить как они сами пришли «первый раз в первый» класс и что при этом испытывали и чего боялись. Очень хорошо, если у вас получится вспомнить не просто происходящие события и эпизоды, а именно те чувства, которые вы испытывали в этот период. Попытайтесь вернуться в то время и проанализировать свое состояние- чего вы ожидали от школы? от взрослых? какие слова одобрения хотели услышать от старших? какие страхи возникали когда вы впервые входили в класс? Попробуйте как можно подробнее вспомнить это время. Так вы поставите себя на место ребенка и сможете четко увидеть все сложности и проблемы, с которыми предстоит работать вам и вашему ребенку. 

Но и, если вы думаете что с момента, когда ваш ребенок отправится в школу, вы можете вздохнуть спокойно и всецело довериться воспитательной функции учителей – это тоже большая ошибка! В данный период от вас, наоборот, потребуется максимально «прислушиваться» к состоянию ребенка, чтобы отследить возможные сложности в адаптации и помочь с ними успешно справиться (корректировать его страхи, помогать стать увереннее, учить школьника не бояться трудностей и прочее). 

И не торопите события. Даже через месяц ребенок не до конца адаптируется в школе. На это потребуется довольно много времени – от двух месяцев до полугода. Даже если адаптация затянулась, это еще не повод паниковать - привыкание к новой обстановке дело непростое и весьма индивидуальное. Здесь большую роль играет и темперамент ребенка, и уровень готовность к школе, и степень социализации, и характер. Учитывайте все возможные факторы. 

Итак, сформулируем основные сложности, с которыми сталкиваются новоиспеченные первоклассники и посмотрим как эти сложности можно преодолеть:



Нежелание учиться, лень

«Хочу обратно в садик, там не заставляют делать домашнее задание» 
Диана А. 

Одна из самых распространенных жалоб родителей школьников – «мой ребенок ленится». Не спешите ругать ребенка , обвинять его в том что он «плохой» и сравнивать со сверстниками. За таким явлением как лень может скрываться множество проблем, на которые нужно обратить внимание. Это может быть неуверенность в себе, боязнь неудач в учебном процессе, слабая мотивация, усталость ( дополнительные занятия, кружки и т.д.), медлительность, как особенность темперамента и прочее. Прежде чем диагностировать у ребенка избалованность, выясните нет ли других причин по которым школьник может начать проявлять незаинтересованность в учебе. И если такие причины будут выявлены, поговорите с ребенком и постарайтесь помочь найти мотивацию и перестать бояться учебного процесса. Придумайте систему поощрений, похвалите ребенка за его, пусть даже пока незначительные достижения, поговорите о том что больше всего тревожит ребенка в школе. 

Трудности в общении со сверстниками 

«Другие дети меня дразнят. А мальчик с которым я сижу мешает мне писать» 
Таня К. 

Второй по актуальности проблемой являются сложности в общении с одноклассниками и сверстниками. Если вы заметили что ваш ребенок возвращается из школы подавленным, рад под любым предлогом пропустить занятия, редко или никогда не говорит о своих одноклассниках, часто плачет или тревожится, никогда не общается в друзьями по телефону, агрессивно себя ведет, стоит выяснить каковы отношения вашего ребенка с другими детьми. Выясните кто его обижает, над чем смеются, что говорят другие ученики. И не спешите сразу ругать и винить чадо или его одноклассников. Если над ребенком смеются в связи с особенностями его поведения (тики, энурез и прочее), обязательно поставьте в известность учителя. Но не устраивайте публичные «наказания» виновникам конфликта, так вы только усугубите ситуацию. Как правило, дети начитают «травить» тех ровесников, которые легко ведутся на провокации, а ваши попытки пристыдить, «поставить на место» обидчика подтолкнуть его искать новые способы для «травли». Постарайтесь обеспечить ребенку общение с его ровесниками вне школы (кружки, творческие занятия и т.д.), где он будет чувствовать себя увереннее и найдет друзей по интересам. Почувствовав уверенность в себе в другом коллективе, ребенок сможет постепенно адаптироваться и в школьном. 

Страх перед педагогом 

«Я боюсь поднимать руку, потому что учительница строгая. А вдруг я скажу неправильно и меня будут ругать?» 
Костя М. 

В первую очередь, познакомьтесь и пообщайтесь с учителем, выясните – действительно ли у ребенка есть основания бояться его или же проблема в необоснованных страхах ученика. Если педагог действительно слишком строг и требователен, поговорите на эту тему как с ребенком, так и с преподавателем, постарайтесь дружелюбно, без конфликтов, объяснить учителю особенности вашего ребенка. Ребенку же объясните что строгость учителей это не всегда проявление враждебности или негативного отношения к нему лично, постарайтесь научить его правильному поведению в общении с педагогом в тех или иных ситуациях. Если же страхи ребенка не обоснованы , то скорее всего здесь кроется неуверенность в себе или боязнь перед школой и новой обстановкой вообще. Дайте ученику время, возможно он еще не успел освоиться в новой для него роли, поддержите его, объясните что его страхи не имеют основания, позанимайтесь дополнительно, чтобы ребенок смог почувствовать себя немного увереннее. Если ребенок долго не может преодолеть эти страхи, можно также обратиться к психологу. Он выявит и учтет все особенности вашего ребенка и выстроит грамотную и индивидуальную программу адаптации. 
Плохая успеваемость 

«Сначала мне ставили четверки, а потом я стал троечником. Мама говорит что если я учиться не буду, то стану двоечником и меня выгонят из школы» 
Сережа Т. 

Тут стоит обратить внимание на возможные причины плохой успеваемости, они могут быть следующими: стремление во всем быть первым, низкая самооценка, проблемы в семье и со здоровьем, слабо развитое внимание, мышление, воображение; отрицательные ожидания педагога, неуверенность в себе. Если ребенок плохо усваивает программу, это еще не показатель лени и избалованности, скорее всего за этим стоит одна из вышеперечисленных причин или их совокупность. Выявите что стало или может быть причиной плохой успеваемости и поработайте над этой проблемой (почитайте литературу по детской психологии, найдите в интернете игры на развитие внимания, мышления, поговорите с ребенком о его успеваемости, узнайте у учителей как ведет себя ребенок на уроках, и т.д.). Не скупитесь на похвалу и не требуйте от ребенка невозможного. Стремление во всем быть первым выработает у школьника нездоровый перфекционизм и приведет к массе нежелательных последствий. Но и не пускайте все на самотек, контролируйте как проходит учебный процесс и что вызывает трудности у ребенка. 

Психика человека и ребенка в частности – сложный механизм, кроме всего изложенного могут быть и другие, индивидуальные причины. Но что бы ни было препятствиями к адаптации ученика в начальной школе, нужно помнить, что все эти проблемы устранимы и разрешимы. И чем раньше родители выявят и проработают проблему, тем лучше. Помните что плохая успеваемость, страхи и неуверенность – это не приговор! Будьте другом своему ребенку и внимательно относитесь к тому что его тревожит. Таким образом, вы помогаете не только освоиться ребенку в начальной школе, но и адаптироваться к взрослой жизни вообще.
Связаться с автором статьи:

Психолог
Я являюсь специалистом,ориентирующимся в своей практике на работу со страхами, депрессиями, тревогами, фобиями, паническими атаками и повышением уверенности в себе (поднятием самооценки). Активный участник и организатор тренингов, автор статей по психологической тематике в СМИ, обладатель ряда сертификатов. Готова помочь Вам успешно оставить в прошлом жизнь в состоянии постоянного напряжения, страха и обрести внутреннее спокойствие, гармонию и свободу.

Комментарии
отправить