"Козел отпущения" в семейной системе.



"Козел отпущения" в семейной системе.

      Если семейная система нездорова. То в ней всегда есть человек несущий на себе роль "козла отпущения". И как только один человек из этой роли выбывает, по причине смерти или действительного взросления (например с помощью психотерапии), ее принимает на себя кто-то другой.

       Говоря о семейной системе, я имею ввиду не только ребенка и его родителей, а всех ныне живущих членов расширенной семьи.

       Кроме того, когда родителю тяжело нести эту роль, ему на помощь приходит его ребенок. Нередко малыш еще не родился, а про него уже говорят, что ничего хорошего из него не выйдет.

       Что бы ребенок не делал, в большей степени видят его неудачи. К тому же, родитель еще неосознанно боится, что тот будет лучше него. Взрослея, ребенок может поменяться с мамой (папой) местами, независимо от того, что ему всего лет 6. Ведь хотя бы так, он может чувствовать свою значимость.

       Жертва нужна семейной системе, чтобы на нее можно было скинуть все свои недостатки. Ты такой же как (как предыдущая жертва)... Все у тебя вечно плохо. Ты глупый, некрасивый, никчемный, больной... Ты будешь двоещником, вором, алкоголиком, наркоманом... Все эти послания транслируются человеку с самого детства.

       При этом, нередко можно услышать, как такого человека обвиняют в том, чего он не совершал. Словно если уж взял на себя эту роль, то забирай все, что мы на тебя скидываем.

       Иногда можно с удивлением увидеть, как от такого ребенка требуют хорошо учиться, получить хорошее образование. Но... Когда ребенок начинает следовать указаниям, вдруг оказывается, что он все равно недотягивает. Ему снова и снова ставят в пример других членов семьи, которые явно лучше чем он. И не важно, что у них может быть много всего в чем они такие же, но это не замечается.

       И более того, поле семейной системы настолько не хочет выхода человека из нужной им роли, что накануне важного экзамена, собеседования он сам может тяжело заболеть или кто-то из родителей, детей, которым будет нужна его помощь. Или сильно опоздать. В результате чего будет не допущен или ему не хватит времени. Или вдруг забыть все то, что хорошо знал. Снова подтвердив, что именно он тот самый член семьи о котором нечего сказать хорошего. Тот, который хуже всех.

       А это значит, что все остальные априори лучше.

       Если место "козела отпущения" станет свободным, то система выберет нового из тех кто есть. Ведь в противном случае, всем придется войти в контакт со своими вытесненными на жертву частями личности. А этого ох как не хочется. Ведь то, что есть, давно привычно и отлажено.

       Конечно же, далеко не всегда травмированная семейная система действует открыто. Ведь тогда ее членов, могут обвинить в том, что происходит. Поэтому, в таких семьях изобилуют двойные послания. Причем не всегда вербальные. А чаще словами говорится о том, как хотят этому человеку помочь, а невербально транслируют обратное.

       Например: я так хочу, чтобы ты стал здоровым. А на самом деле, болезнь жертвы помогает членам семьи быть в собственных глазах заботливыми и любящими. В итоге, жертве приходится болеть. И чтобы угодить своим родным, и чтобы получить от них внимание хоть в этом виде.

       Тоже самое и с учебой, работой, внешностью, проявленностью, финансами...

       Выйти из этой роли очень не просто. Ведь вся семейная система начинает рушиться. Члены семьи падают в тревогу и страх, агрессируют, обесценивают, болеют, им срочно может понадобиться его помощь. Никто не хочет оказаться на месте "козла отпущения". Сам человек может уйти в депрессию и затяжной кризис. Ведь ему действительно очень тяжело через все это проходить. А ведь еще и неосознанная вина, ложится на его плечи тяжким грузом. Ведь это он все разрушил.

       Он конечно разрушил, но... На то он и человек, чтобы иметь свой собственный выбор. А не довольствоваться тем, что ему даровали другие, по своему собственному усмотрению.

       Важно помнить, что перестать общаться с членами семьи и выйти из роли "козла отпущения", это про разное.

Козел отпущения в семейной системе

Связаться с автором статьи:

Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить