Сам Дед Мороз
В новогодние дни психолог, вероятно, должен порадовать новогодним текстом. Или, как минимум, текстом, содержащим новогодние элементы.
Ну, тогда давайте про Деда Мороза.
Как известно, у мужчины бывают три возраста. Первый — верю в деда Мороза, второй — не верю в Деда Мороза. Ну, и наконец третий возраст — я сам Дед Мороз.
В этой шутке ничего не говорится про девочек, но думаю, и к женщинам сие также относится. Те же три возраста, вероятно, распространяются и на них. Хотя это не точно…
Разумеется, как и во всякой шутке, собственно шутки тут только доля. А в основном это, конечно, суровая психологическая реальность. На всякий случай, наверное, надо шутку объяснить. А то вдруг кто не понял.
Итак, главный секрет суровой психологической реальности состоит в том, что каждый человек сам кузнец своего счастья. В отношении материальной реальности этот принцип, к сожалению, работает не всегда. Многие хотели бы выковать себе на этой кузнице судьбы какой-нибудь свечной заводик в Самаре, или сразу в Дубае. Или просто банковский счёт с большим количеством нулей и единиц. Или двухметрового голубоглазого красавца, чтоб не пил, и не курил, и всегда цветы дарил, всю зарплату отдавал, и тёщу мамой называл… Или ещё чего-нибудь.
Но в материальной реальности, как известно, присутствует сопромат — то бишь сопротивление материала. Поэтому куётся она плохо и медленно, а иногда не куётся вообще.
А вот в отношении нематериальной реальности — а наша психика, наши эмоции относятся именно к ней — этот принцип работает всегда. С точки зрения собственного психоэмоционального состояния человек, действительно, полноценный кузнец своего счастья. И тут счастье ему, я рискну сказать, гарантировано. Если, конечно, хорошенько помахать молотом…
И вот эта присказка про деда Мороза — она как раз и представляет собою краткое описание сего процесса.
В детстве мы живём в понимании того, что счастье и радость поступает из некоего внешнего источника. Вот придёт Дед Мороз и принесёт нам мешок счастья и коробочку радости. Разумеется, в виде конкретных и давно ожидаемых ништяков: ну там, игрушечный поезд «Голубая стрела», щенок Бимбо, хрустальные туфельки…
Мы верим в Деда Мороза и в приносимое им счастье.
И психолог периодически наблюдает людей в паспортном возрасте примерно за сорок-пятьдесят, которые продолжают жить именно в этой конструкции. В основном, конечно, это прихожане храмов различных религиозных конфессий. Впрочем, и атеисты встречаются: хотя даже непонятно, как в их-то голове эта конструкция продолжает существовать… Но как-то продолжает.
Однако в какой-то момент до большинства из нас доходит, что и поезд, и туфельки — их не Дед Мороз принёс, а просто положили под ёлку заботливые родители. Это и символизирует начало второго возраста: не верю в Деда Мороза.
Тут с нами происходит забавная метаморфоза. Казалось бы, мы должны преисполниться счастья и радости от осознания, что нам выпало быть детьми таких любящих и заботливых людей. Но нет: вместо этого мы испытываем горькое разочарование по поводу того, что ДМ не существует. А родители... А что родители? Ну, ведь они должны. Обязаны. Раз вы родители, то это нормально, что подарки под ёлку… Родители что… А вот Дед Мороз… Да, жаль, что его нету.
Ну ладно, хоть родители есть. Какой-никакой, а тоже ресурс. Источник счастья на ближайшие годы…
Понятно, что это вот разочарование в могущественном волшебнике — оно сродни подростковому бунту. И примерно в этом возрасте оно и происходит. И даже им может внезапно накрыть людей постарше: кого-нибудь из вот тех самых прихожан тех самых религиозных храмов… И они пополнят ряды атеистов. Разочарованно скажут: а Бога-то и нет, оказывается… А я-то, дурак, столько надеялся…
Итак, верю в деда Мороза — верю во внеземной, внечеловеческий источник счастья. Не верю в Деда Мороза — не верю ни в какое счастье вообще. Нету его, счастья-то… Раз Бога, то есть деда Мороза, не существует, то кто нам его, это счастье, принесёт-то?.. Мне кто его принесёт? Мама с папой?.. Да мама уже ложку до рта через раз доносит, а вместо папы уже давно доносится только ветер с кладбища…
В общем, в этом втором возрасте и мальчикам, и девочкам становится несколько уныло. И они даже вполне могут стать озлобленными циниками или истеричными стервами. Или и тем и другим одновременно. Особенно, если не попадут своевременно к психологу…
Поэтому, конечно, мы с таким нетерпением ожидаем третьего возраста: сам Дед Мороз.
Вот это ощущение того, что у Бога, оказывается, нет других рук, кроме твоих… И что у деда Мороза та же проблема: оказывается, ты и есть тот единственный олень, на котором только и могут быть доставлены все те ништяки, что старик хотел бы подарить детям и взрослым, если бы существовал…
И что единственный источник счастья и радости, как для себя самого, так и для всех окружающих тебя детей, независимо от их фактического паспортного возраста, — это ты сам и есть…
Вероятно, в этом и состоит подлинное психоэмоциональное взросление.
Трудно быть Богом. Стругацкие правы…
Дедом Морозом, конечно, быть немного проще, если речь идёт всего о двух-трёх новогодних днях в году. Ну, а если речь идёт о круглогодичной работе в этом качестве, то разницы нет, в принципе...
Именно в этом третьем возрасте и приходит понимание, что настоящее, подлинное, глубокое счастье и радость получает не тот, в чьи ручки падает вынутый из мешка подарок.
А тот, кто ему из мешка этот подарок достаёт…
В общем, мне, если что, поезда не надо. И щенка тоже. Мне лучше деньгами.
А ещё лучше — людьми…
С наступающим Новым Годом!