Уровни мамского мастерства



Уровни мамского мастерства

Автор статьи: Елена Борисова

Если сравнить работу мамы (а это ого-го какая еще работа!) с профессиональной (так же, как это делают управленцы для оценки персонала), то в ней можно выделить те же уровни мастерства.

 УРОВЕНЬ 1. НОВИЧОК. Новоиспеченные мамы. Которые хотят все делать правильно. Даже пупочек зеленкой смазывать – и то по строго определенной технологии. Не говоря уже о «жизненно необходимых» стульчиках, ходунках и прочих «обязательных» (по мнению производителей) атрибутах. Мамы-новички спрашивают советы (бесплатные) у всех подряд и следуют им, не задумываясь о последствиях.

Так же, как и в профессиональной среде, среди мам-новичков отчетливо выделяется особый подуровень – Дилетант. Не все Новички Дилетанты, тем не менее встречаются и такие. 
Дилетант – это человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки. Родила и занимаешься. Не назад же заталкивать. Но в отличии от Новичка Дилетант уверен, что знает.

Так что, оказывается, Дилетанты «знают» больше всех! И в воспитании они тоже разбираются лучше всех. Они же уже 2-х родили, а посему уверены, что развитие происходит так, как они решили, а не как ученые говорят. У ученых у некоторых вообще детей не было, а тут аж целых 2-е! А то, что ученые по 50 детских садов за раз исследуют по несколько групп из пары десятков детей каждая, чтобы выявить объективные закономерности, так пусть исследуют, делать им нечего.

 УРОВЕНЬ 2. СПЕЦИАЛИСТ - человек, профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда. Ну, да, хочешь, не хочешь, а растить-то надо. Что производит (создает) такой специалист? Судьбу ребенка. Жалко только, что без специального образования мамы становятся специалистами, когда уже появляются результаты их самомнения - опыт. Тогда они видят (уже видят), что они, оказывается, знают, ой, как недостаточно. А, проходя обучение, восклицают: «Знать бы все это раньше!»

 УРОВЕНЬ 3. ПРОФЕССИОНАЛ - человек, который знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и не действует вне рамок своей компетенции. Ко мне в курсы, кстати, чаще записываются именно такие. Т.е. у них уровень и так высокий, а они стремятся его еще больше повысить. Потому как адекватно оценивают и свои знания, и научные. Они знают им цену. И, самое главное, могут экстраполировать эти данные в будущее (интеллектуальный аспект профессионализма).

 УРОВЕНЬ 4. МАСТЕР - человек, знающий множество нюансов своего дела, знающий, как все эти нюансы взаимосвязаны, и способный управлять ими по своему желанию. О самомнении здесь говорить сложно. Потому что это уже не субъективное мнение, а объективное знание.

А теперь, что они могут. Оценивать-то – оценивают, а могут что?

 Самым важным отличием Профессионала, Специалиста и Дилетанта, - пишет управленец, у которого я позаимствовала показатели уровней мастерства, - является стабильность или не стабильность показателей качества. Дилетант с вероятностью 99% проваливает задание или тест, только 1% случайности может спасти ситуацию. Специалист - дает качество на троечку, иногда на 3+, важный показатель - НЕстабильность. Профессионал гарантировано дает качество на 4+, иногда, по настроению, на 5.

Что это означает в нашем случае? Учитывая, что мамы производят судьбы? 1% попадания при 100%-самомнении в правильности своих воспитательных методов. А потом – и откуда у нас столько несчастных судеб?

 Вот вам и мамский уровень мастерства. И никакой материнский инстинкт с самой сильной мотивацией ситуацию не спасут. Только 1% случайностей. Нет знаний – значит их нет. 1% попаданий, а остальные силы, время и деньги, вложенные в воспитание – на ветер. Тогда как эти же деньги, силы и время можно вложить в рост своей родительской компетентности и мало того сэкономить свои 99%, да еще и более высокие результаты получить.

 Как думаете, почему мамы так не делают?

Связаться с автором статьи:

Психолог
Психолог развития волевых качеств личности и реальных достижений, которые становятся возможными благодаря такому развитию. Имеет собственные научные достижения в области психологии развития.

Комментарии
отправить