Учиться не посещая школу. Альтернативы, перспективы, подводные камни



Учиться не посещая школу. Альтернативы, перспективы, подводные камни

С развитием интернет-технологий, общедоступности знаний и информации всё больше родителей и детей отказываются от традиционного школьного обучения, склоняясь к домашней форме освоения учебной программы.

Чем хорош и чем опасен такой подход? 

Предлагаю разбираться вместе.

Учиться не посещая школу Альтернативы перспективы подводные камни

У домашнего образования, бесспорно, есть и плюсы, и минусы.

Для начала, давайте посмотрим, кому оно подойдет

Это могут быть:

  1. Дети, профессионально занятые спортом, танцами, музыкой и те, у кого в жизни много, гастролей, репетиций и сборов.
  2. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе часто болеющие.
  3. Дети, регулярно путешествующие с родителями или подолгу находящиеся заграницей.
  4. Дети-отличники.
  5. И те дети, кто «окончательно устал от школы».

В чем плюсы такого обучения?

  1. Гибкий график занятий и их последовательность.
  2. Возможность заниматься в своем темпе.
  3. Изучение предметов на более наглядном, понятном и занимательном материале.
  4. Возможность не сталкиваться со своеобразием преподавателей, агрессивными сверстниками и заданиями «для галочки».
  5. Привлечение к обучению креативных, любящих детей и свою профессию педагогов
  6. Больше свободного времени.
  7. Возможность выборочно изучать дисциплины, сразу делая акцент на сильные стороны. ребенка. И, как итог, более точечный, прицельный и избирательный подход к образовательному процессу.

Звучит прекрасно, не так ли?



Давайте теперь посмотрим, какие «подводные камни» таит в себе обучение на дому.

Минусы домашнего образования связаны, прежде всего с тем, что при всей свободе такого способа получения знаний, сохраняется необходимость соответствовать общеобразовательному стандарту и подтверждать свой уровень знаний на общей основе.

И тогда:

      1. Экзамены и тесты могут быть сильно стрессовым мероприятием для ребенка.

Кроме того, ответственность за полноту освоения программы лежит на родителях. А это значит, что им самим предстоит искать задания, пособия, репетиторов, выстраивать стратегию и тактику обучения, то есть:

      2. Затрачивать дополнительное время.
      3. Нести финансовые расходы.
      4. Обзаводиться педагогической и методической подкованностью в учебном процессе.
      5. Преодолевать сложности, связанные с мотивацией на обучение и самодисциплиной ребенка.

Еще один очевидный тонкий момент прохождения школьной программы на дому заключается в том, что такие дети часто остаются лишены полноценных межличностных контактов со сверстниками, их навыки непосредственного общения с людьми не тренируются, и это может привести к

     6. Социальной депривации и дезадаптации.



Хорошей альтернативой образованию на дому или посещению ГБОУ могут стать дистанционные занятия в онлайн школе, которые, сохраняя многие плюсы домашнего обучения, нивелируют также и его минусы.

В дистанционном школьном обучении возможно:

  1. Контролировать и варьировать качество, количество и форму получаемых знаний.
  2. Проходить профильное тестирование с последующей возможностью выбора педагогов и предметов
  3. Двигаться по индивидуальному образовательному маршруту с учетом особенностей и талантов ученика
  4. Тьютерское сопровождение – то есть сопровождение педагога-подросткового психолога, который следит и корректирует мотивацию ребенка, его психологическое состояние, дает родителям и учителям обратную связь об успеваемости и эмоциональном настрое учащегося и помогает ему в затруднениях.

В любом случае, при выборе альтернативы обучению в школе, необходимо удостовериться в качестве получаемых знаний и навыков, и взвесить все «за» и против».

Важно помнить, что подростку после школы все равно предстоит идти во взрослую социальную жизнь: сдавать экзамены, общаться, отстаивать свое мнение, решать конфликты, взаимодействовать со сверстниками и старшими по рангу, демонстрировать свою компетентность, воодушевляться и разочаровываться.

И, чтобы переход не был болезненным, важно учесть реалии «обычной взрослой жизни» и подготовить к ним наших детей.

Связаться с автором статьи:

Психолог. Семейный терапевт
Помогаю изменить качество жизни, пережить кризисы, создать крепкие счастливые отношения. Я психолог и семейный терапевт. Автор и ведущая группы о любви и отношениях. Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить