спрашивает: Наталья (Омск)
Добрый день!!! последнее время меня ооочень беспокоит моё состояние, у меня постоянно чувство внутренней тревоги и напряжения, страх, неуверенность в принятии правильного решения, неудовлетворённость личной жизнью, панические атаки, головокружение, чувство утраты и вина при потере близкого человека (прошло 1 год и 8 меясцев), есть огромное желание разобраться в себе и понять что хочется от жизни. С чего мне начать и к какому специалисту лучше пойти?

Ответы и советы психологов
Внимательный заботливый психотерапевт. 20 лет стажа. Межличностные отношения, семья, самооценка, запрос на перемены
Опытный, заботливый, поддерживающий психотерапевт.
Здравствуйте.
Может, начните сразу с психиатра, но только хорошего. Не из диспансера ( не могу ни чего сказать. Но ругают их много). Эта специальность за последнее время сильно скакнула вперед, и если раньше она ассоциировалась с тяжелыми паталогиями, с лоботомией и превращающими в овощь препаратами, то есйчас они научились относительно аккуратно помогать в обычных, непсихиатрических сосотяниях. И удачно подобранные таблеточки могут заменить года работы с психологом.
Ну а потом все таки дойти до психотерапевта. То, что вы описываете, в целом очень к тому показание. Какого? Ну, на самом деле по результатам у психиатра.
Если он что-то найдет из своей сферы (на это ни что не указывает в вашем рассказе, но мало ли ) - ну, он тогда и сам вам все расскажет.
Если нет, то  найдите любого психотерапевта с хорошими отзывами и подходящими условиями. Я не думаю. что метод тут сильно важен.
Психолог, Клинический психолог
Здравствуйте, Наталья, т.к. у вас уже есть психосоматизация, то рекомендую вам найти хорошего мягкого врача психотерапевта, психиатра или невролога, если боитесь первых двух (но тут прям изучайте отзывы, особенно негативные), специалист примет решение о том нужна ли вам лекарственная поддержка или нет и возможно подберет вам что-то легкое и эффективное. Когда состояние выровняется фармпрепаратами, то у вас появятся ресурсы для работы с психологом. Бригадный метод (врач+психолог) самый эффективный на сегодняшний день.
Клинический психолог. Гипнолог. Кризисный психолог.
Наталья, добрый день.
• Горе – индивидуальная реакция человека на потерю или острый кризис. Говорить о патологии горевания нет смысла, есть конкретный человек со своим особенным процессом горевания, которое по каким-то причинам проживается именно так. В его ситуации – это норма, возможно сильно отличающаяся от других случаев.
Существуют индивидуальные стили горевания. Кому-то полезно отреагировать свои эмоции, а кому-то нет. Консультант смотрит, кому из клиентов что помогает и предлагает работать именно так.
Я работаю с такими случаями. Работы будет много. Точное количество занятий мне обозначить сложно - все индивидуально.
Психолог
Наталья, ваш вопрос решаем в рамках личной терапии. Надумаете работать, обращайтесь. Работаю он Лайн.
Психолог
Здравствуйте, Наталья! С теми сложностями и проблемами, которые вы описываете, работают психологи. Если вам трудно выбрать из множества специалистов, то могу порекомендовать в первую очередь сократить круг поиска исходя из своих возможностей и предпочтений. Ответьте для себя на вопросы, какую сумму вы готовы платить за сеанс, исходя из того, что встречи с психологом обычно проводятся раз в неделю, а терапия занимает как минимум несколько месяцев, а также какой формат всетреч вам подойдет - очные или онлайн, и если очные, то в каком районе вам подойдет. Так вы несколько сузите круг поиска. На следующем этапе рекомендую просматривать анкеты и, если есть, профессиональные группы/блоги в соцсетях подходящих специалистов, и выбирать того, кто вам больше нравится. Главный критерий, на мой взгляд, такой: психолог на первый взгляд должен быть вам достаточно приятен, чтобы мысль о том, чтобы смотреть на этого целовека в течение часа, не пугала)
Желаю вам удачи! Желание что-то поменять в жизни - это уже залог успеха.
Психолог, клинический психолог, кризисный психолог
Здравствуйте, Наталья. Разбираться с такими вопросами можно у психолога или психотерапевта. А С чего именно начать вы сможете определиться уже со специалистом к которому обратитесь.
Психолог, коуч, биопсихосоматолог
Добрый день, Наталья! Начните с себя. Обратитесь к психологу или психотерапевту. Выберите того, на кого откликнется ваша душа. Это будет правильно в данный момент времени. И помните, вы всегда делаете правильный выбор в точке здесь и сейчас.
Удачи!
Психолог, семейный психолог, арт-терапевт, коуч, бизнес-тренер
Наталья, добрый день.
Хочется поддержать вас, столько всего и сразу на вас обрушилось, неудивительно, что вы чувствуете такой раздрай в душе. Сопереживаю вам и попробую дать несколько рекомендаций, которые могут помочь.
Чувство утраты и сопутствующей утрате вины является, пожалуй, самым сильным стрессом, который мог вызвать все остальные симптомы, описанные вами. Я бы начинала работать с этими составляющими вашего состояния.
Вы не написали, какой у вас возраст. Описанные вами психосоматические симптомы могут быть вызваны в том числе проблемами со щитовидкой, поэтому я бы рекомендовала обратиться к эндокринологу и исключить медицинскую подоплеку. Также будет очень уместными обратиться к неврологу, поскольку непереживатая утрата могда спровоцировать депрессивный эпизод, который также поддается коррекции, но под наблюдением опытного специалиста.
Психологические же вопросы вы можете проработать с психологом. Я испрользую различные методики под запрос клиента, работаю в интегративном подходе. С писанными вами вопросами работаю, могу быть вам ползеной и помочь справиться с ситуацией, в которой вы сейчас находитесь.
Психолог, семейный консультант, дианалитик, ОРКТ-практик
Уважаемая, Наталья!
Вы перечилили большое количество симптомов которые могут быть как связанны между собой, так и представлять несколько проблем. Выяснить это можно только на консультации у психолога, поэтому и начать лучше с записи к нему на прием. Специалистов предсталяющих разные подходы в работе с клиентом достаточно много. Ориентируйтесь на опыт, возраст, образование и особенности подхода в котором работает консультант. Лично я базируюсь на методе который известен как дианализ, это интегративный, личностно-ориентированный подход предполагающий работу в альянсе психолог/клиент и направленный на возвращения клиенту авторства своей жизни, а значит уверенности в своих силах и в самостоятельно определяемых целях.
Психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт
Добрый день и Вам, Наталья!
Прелагаю Вам когнитивно-поведеческую терапию. Она работает с негативными (иррациональными) подсознательными установками, определяющими Ваше отношение к жизни в целом и частностях.  Эти установки складываются у человека всю жизнь.
Это один из наиболее эффективных подходов в настоящее время, включен даже в американские и многие европейские бесплатные медицинские полисы. Основной результат терапии - изменение эмоциональных реакций и поведения. Этот подход относительно краткосрочный (обычно несколько недель), сфокусированный на выявлении иррациональных подсознательных установок, выявлении негативных автоматических мыслей, которые ведут к неадаптивному эмоциональному состоянию и поведению. Он направлен на глубинное изменение неадаптивных эмоциональных реакций, мешающих полноценной жизни.
КПТ успешно работает в удаленном доступе, эффективна при работе по переписке.
Вот тест Эллиса на наличие иррациональных установок:
https://psytests.org/personal/ellis-run.html
Он минут на 15-20, достаточно информативный, поможет разобраться в себе (в "темной" ее части как писал К. Г. Юнг), выявит "корни" Ваших проблем, с которыми работает когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
В конце теста краткое описание метода.
Уточнить уровень тревоги (как личностной, конституциональной, так и ситуационной) поможет другой классический тест.
Шкала тревоги Спилбергера-Ханина,
https://psytests.org/psystate/spielberger-run.html
Этот тест - 40 вопросов. Обратите внимание - первые 20 - как вы себя чувствуете в данный момент, вторые 20 - как вы себя чувствовали обычно (до возникновения этого состояния, так скажем более 2 лет назад).
Пишите, что получилось. Обсудим (бесплатно)
Не отчаивайтесь, все поправимо!
Психолог
Здравствуйте, Наталья. Думаю, лучше начать с проживания утраты. Все это время эти сложные чувства отбирали у Вас огромное количество энергии. И Ваше состояние во-многом можно этим объяснить. Возможность отгоревать потерю высвободит много душевных сил и даст ресурс для личностного роста и стабилизации самочувствия. Вы правильно понимаете, что без помощи специалиста здесь не обойтись. Выбор психолога - дело непростое. Показателем установления терапевтического контакта можно считать Ваше чувство, что терапевту важно, что происходит на сессии и вне нее; теплое, участливое отношение с его стороны; ощущение, что Вас понимают; ощущение сотрудничества и работы над общей целью; атмосфера, в которой Вы можете быть собой, не скрывать эмоции и проявлять себя открыто.
Психолог, психолог- консультант.
Здравствуйте, Наталья!
Соболезную вашей утрате и сочувствую вашему внутреннему неспокойному состоянию!
В первую очередь необходимо начать работать с психологом по следующим темам: утрата и боль, отгоревать потерю в сопровождении специалиста, проработать чувство вины, вопросы самооценки, внутренненй тревоги, подавленных эмоций, ограничивающих и негативных убеждений. Это работа "шаг за шаом", довольно кропотливая. Если решите работать со мной, то также подразумевающая большую самостоятельную работу между консультациями (в форме домашних заданий- работа с вопросами, упражнениями по самопознанию). Я в свою очередь всегда предоставляю сопровождение в мессенджере в форме текстовых и голосовых сообщений, так что и между консультациями я буду "с вами".
Также невобходимо сходить на прием к неврологу, рассказать про свое состояние, возможно, он даст медицинские рекомендации, которые идут параллельно с психологической работой. Обследуйтесь также и у терапевта, нет ли проблем с гормонами, гемоглобином и тю.д., что усугубляет состояние.
Пишите, если решите записаться на консультацию!
Всего доброго!