спрашивает: Анастасия (Москва)
С самого детства мама любит винить в том, в чем я не виновата. Из за каждого косяка, который где либо появлялся, ругали, наказывали меня.
Я всегда старалась быть примерной дочкой. Хорошо училась, закончила школу с красным дипломом, не курю, не пью, стараюсь не врать маме, всегда с ней честно, откровенно говорю. Многое ей рассказываю.
Но при всём при этом, во всём всегда виновата я. Много раз она мне в лицо говорила, что ко мне нет никакого доверия (хотя я не давала поводов для этого), пару раз говориоа мне "ты самое большое разочарование в моей жизни".
Запрещала гулять с друзьями без повода. О всех моих друзьях говорила " Они мне не нравятся, какие то идиоты".
И сейчас вся эта история вылилась у меня в то, что когда с друзьями заходит тема о матерях, я невольно начинаю плакать.
Сейчас я живу отдельно от неё, но когда приезжаю её навестить или поздравить с каким-нибудь праздником, у меня проявляется очень сильная агрессия, хочу все бросить и выйти из квартиры, лишь бы не находиться рядом с ней.
Да, безусловно было не мало хороших моментов, где она мне правда помогала, где она искренне волновалась за меня, но подсознательно почему-то все эти хорошие моменты у меня перечëркиваются и вспоминается только плохое.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Добрый день Анастасия!
Очень хорошо понятная проблема. Почитайте у меня на сайте в разделе "книги" как минимум две первые в списке - там много фактически о вашей ситуации, многое станет более понятно:
Книги по психологии - психологическая литература
"Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят!" Да, вы по какой-то причине выбирали "как быть хорошей дочкой для своей мамы". Но - таким образом вы "живёте не для самой себя". А я - могу вам помочь, "вернуть вам саму себя". Такая работа возможна как в индивидуальном формате - так и в психотерапевтической группе (я веду такую группу с постоянным составом участников в Институте Психологии, это финансово доступный вариант глубинной психотерапии).
Если вы хотите получить больше информации приходите на первичную консультацию, чтобы обсудить ситуацию в деталях. Пишите по почте или звоните по телефону или СМС, договоримся о встрече и всё обсудим подробнее, подумаем о вариантах решения проблемы.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог, психолог- консультант.
Анастасия, здравствуйте!
Тяжелая  и грустная история. Но знакомая. Что хорошо, так как есть упражнения и методы,с помощью которых можно избавиться от обиды, вины, злости, других разрушающих эмоций, от негативных убеждений (самое страшное "ты самое большое разочарование". Пока плохое не отработате, невозможно будет строить нейтральные отношения в текущем моменте. Еще разобраться с тем, что вы "примерная дочка-отличница".Вероятно, у вас есть перфекционизм, а он тоже изматывает.  Чувсвто вины это тема отдельная, ничего так не обессиилвает и заваливает в апатию и стресс. Хорошо, что вы живете отдельно, но теперь нужно освободиться ото всех этих вредоносных убеждений, уствновок и воспоминаний. Выбирайте специалиста и за работу. Это поправимо все. Не за месяц, но с каждым шагом вы будете чувствовать себя свободнее, прояснять свои истиные желания, крепче становиться внутренне.
Я с вами с удовольствием поработаю, если вас устроят условия. Пишите.
В любом случае, вы молодец, что сделали первый шаг к своему освобождению от этого гнета из прошлого. Вы на верном пути, не останваливайтесь!
Всего доброго!
Психолог
Добрый вечер, Анастасия!
В Вашем детстве, как Вы написали, было немало хороших моментов в отношениях с мамой, но было и много непонимания, обвинений в Ваш адрес, родительской строгости, недоверия, чрезмерных запретов. Похоже, это было очень непростое детство, которое и сейчас даёт о себе знать неожиданно пробуждающимися сильными чувствами, трудностью пребывания рядом с мамой, слезами в дружеских разговорах. Так бывает, когда тяжёлые детские чувства не были по-настоящему прожиты и пережиты - они скапливаются в душе и потом прорываются во внешне спокойную взрослую жизнь. С этими чувствами нужно разбираться на консультациях, пережить, отреагировать их, а уже потом переосмысливать своё детство и отношения с мамой. Детство не изменить - но можно изменить своё восприятие детства, и по опыту работы с клиентами знаю, что это приносит освобождение, спокойствие и уверенность в себе.
С уважением,
психолог Наталия Смольникова
Клинический (медицинский) Психолог
Анастасия, как я Вас понимаю!
На самом деле, по своей практике скажу что жизнь очень часто дает нам урок через отношения с мамой (родителями). На самом деле, это очень сложно (мой путь очень похож на Ваш). Поэтому предлагаю Вам посмотреть на ситуацию с маминой точки зрения. Она таким образом хочет добра. Так ведь? Она получила такое понимание благодаря своему опыту, полученному когда-то в детстве, юнешестве.
Ваша задача - принять ее такой какая она есть. Она возможно еще изменится (благодаря тому что у нее есть Вы), а возможно совсем не изменится. Но это ее урок, ее путь. И вы не в ответе за то как она пройдет его.
Поблагодарите ее за все то хорошее что было.
Затем от души простите ей все, и принимая ее такой какая она есть, как к единственной на свете маме почувствуйте любовь.
И продолжайте жить отдельно от нее, с благодарностью за все!