спрашивает: Вадим (Москва)
Как пережить нынешнее время? Как пережить страх и тревогу за то, что могут забрать на войну как близких, так и тебя самого? Слезы на глазах, тряска внутри.

Ответы и советы психологов
Психолог, психолог- консультант.
Вадим, здравствуйте!
Рекомендую обратиться в московскую службу психологической помощи. 5 консультаций положены москвичам бесплатно. Онлайн или офлайн. Лучше офлайн, конечно. Запись на сайте или по тедефону у них:
www.msph.ru
не откладывайте.
051- это теелфон доверия, можно там еще поговорить со специалистом.
Еще к неврологу, платному и лучше по рекомендации, если есть, если нет- к любому из поликлиники, просто там очередь обычно- пропишет успокоительное, которое приэтом не снизит когнитивные способности.
Тоже не откладывайте.
Надеюсь, специалисты смогут вас поддержать и помочь хоть немного стабилизировать состояние.
С уважением,
Психолог
Здравствуйте, Вадим!
Это действительно страшно.
В такой ситуации я могу порекомендовать два варианта (эффективнее всего будет их скомбинировать):
1. Определите свои ценности и следуйте им.
Я знаю, что такая рекомендация в условиях сильного стресса звучит странно, и сейчас объясню, откуда она взялась и почему актуальна.
Во-первых, вас и ваших близких действительно могут забрать, страхи не беспочвенны, и эту реальность мы, к сожалению, не в силах изменить.
Тогда, во-вторых, имеет смысл сконцентрироваться на том, на что вы можете повлиять. А повлиять вы можете на то, как проживаете вашу жизнь в тех условиях, которые есть. Постараться наполнить вашу нынешнюю жизнь смыслом и удовольствием.
Для этого и нужны ценности.Сейчас дам пару упражнений на их выявление:
1) Представьте, что вы перенеслись в будущее и встретили себ 90-летнего. Что вы 90-летний посоветовали бы себе нынешнему? На чём предложили бы сконцентрироваться, чем заняться?
2) Если бы вы могли выбрать для себя смысл жизни, в чём бы он был? Каким человеком вы хотели бы быть? Какие качества проявлять?
То, что получилось у вас в итоге этих двух упражнений, скорее всего, и есть ваши ценности. Составьте из них список.
Теперь взгляните на список и подумайте, как вы можете реализовать их в текущей ситуации? Какое действие (пусть даже очень маленькое) вы можете сделать прямо сейчас, чтобы чуть-чуть реализовать их?
Сконцентрируйтесь на этих действиях, выполняйте их и обращайте внимание на то, что сейчас вы делаете всё возможное, чтобы быть тем человеком, которым вы хотите быть, даже в нынешних обстоятельствах.
2. Активируйте систему успокоения.
У человека есть три системы реагирования - система угрозы (когда мы испытываем страх и тревогу), система драйва (когда мы испытываем азарт, увлечённость) и система успокоения (когда мы чувствуем уют и безопасность).
Первые две системы нужны для выживания, поэтому в ходе эволюции они стали активироваться у нас автоматически. Например: "прочитал новости - активировалась тревога" (система угрозы) или "увидел в магазине классные кроссовки - хочу их купить" (система драйва. А вот система успокоения редко активируется автоматически. Потому что для выживания она не нужна. Но она очень нужна для отдыха, без неё мы будем постоянно переключаться с угрозы на драйв и обратно - и быстро истощимся.
Поэтому систему успокоения нужно активировать специально. Для этого подходит всё, что вызывает у вас чувство уюта и безопасности. Например: полежать под звуки леса, завернуться в плед, обнять родного человека, погладить кота и т.п. Задача здесь не успокоиться в принципе (обстоятельства-то не изменились, угроза мобилизации никуда не делась), а дать себе успокоение на некоторое время - хотя бы на минуту или пять минут - просто для того, чтобы у психики появилась передышка и возможность отдохнуть.
Если резюмировать всё вышесказанное:
Я рекомендую выявить ценности и смысл жизни и начать по мере возможности их реализовывать (чтобы появилось ощущения "я не зря живу"), и почаще давать психике отдыхать, активируя систему успокоения.
Надеюсь, мой комментарий окажется для вас полезным.
С уважением, Антонина.