спрашивает: анна (Москва)
Рассталась с человеком, по его инициативе. Приняла, начинаю успокаиваться, но есть один нюанс. У него находится моя книга. Понимаю что в любой момент могу пойти и купить себе такую же, но именно та, дорога мне как подарок и память о том периоде жизни когда я ее читала. Напоминать вернуть - не хочу, но каждый день думаю что жаль, что книга не вернется.
Не знаю что это - психологическая привязка и проще пойти и купить новую?
Но чувствую это ситуацию не изменит.

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Анна!
Расставание с молодым человеком, да еще и по его инициативе - это травма, являющаяся следствием тяжелой потери. Вы сейчас в процессе переживания горя, но еще не приняли произошедшего во всей глубине и объеме, не пережили до конца и не освободились от последствий этой травмы.
Книга находится у него, а значит читали ее вы тогда, когда были вместе, и именно об этом периоде времени предаваться воспоминаниями вы не можете себе позволить. Пока не можете, потому что пока еще очень больно. Тем более, вы пока не можете себе позволить встретиться с ним, не можете даже попросить его выслать вам книгу почтой или курьерской службой...не можете сходить в магазин и купить другой экземпляр...не сможете открыть экземпляр в он-лайн библиотеке....Потому что книга в любом случае запустит процесс воспоминаний и переживаний, с которыми пока вы справиться без боли не в состоянии...
Когда процесс изживания последствий травмы будет завершен - вы сможете спокойно пойти в магазин и купить себе книгу, или забрать у молодого человека, сможете читать и перечитывать ее, и это уже не будет эмоционально травмировать вас воспоминаниями о том периоде жизни, когда вы эту книгу читали.
Сейчас за стремлением вернуть книгу скрывается желание вернуть отношения: когда вы думаете о книге, о возможности встречи с ним, чтобы забрать книгу вы не можете не проигрывать мысленно такие сюжеты с чудесным воссоединением... но вы боитесь, что на сегодняшнем эмоциональном фоне встреча может привести к конфликту, и ситуация ухудшится...и надежд станет еще меньше...А поход в магазин и покупка нового экземпляра - символизирует окончательность расставания, готовность поставить точку.... но тогда и сама по себе книга не нужна...
Поэтому совет один: пусть все идет своим чередом, дайте ранам зарубцеваться, и в какой-то момент времени у вас не останется сомнений, и вы купите новый экземпляр книги, или вернете тот  самый, или поймете, что эта книга уже прочитана и интереса не представляет...
С уважением, Евгений