спрашивает: Антонина (Москва)
Здравствуйте! Вопрос: Ребенок - девочка 3-х лет, активная, развитая, интересующаяся всем. Бывает "неудобной" для педагога. В бассейне, в детском саду, попросилась во время занятия с группой в туалет и получила жёсткий отказ. Дотерпела, но теперь, на протяжении уже месяца, перед выходом на улицу, перед сеансом в кино, перед различными значимыми событиями, независимо от того, ходила ли недавно в туалет, просится снова. В детском саду, когда уводим домой, приходится возвращаться от входных дверей в группу, чтобы снова сходить в туалет. Это настораживает, подскажите, как проработать такой страх?

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Добрый день.
Вполне обычная жизненная ситуация, когда ребенок впервые сталкивется с тем, что хочется, но нельзя, и нужно какое-то время терпеть. И единственно правильный выход - чтобы минимизировать риски - сходить в туалет перед тем временем, когда этого нельзя будет сделать - то есть пред выходом на улицу, перед сеансом в кино и т.п.
То есть, ребенок справился с проблемой и овладел правильной поведенческой стратегией совладания с проблемой и закрепил эту правильную стратегию.
Страх - это очень важный элемент для процессов адаптации во всей живой природе, и вопрос всегда только в том, чтобы к этому механизму адекватно относиться и использовать в овладении и закреплении правильными моделями поведения. В описанном Вами случае ситуация была бы травматической для девочки, если бы она не справилась с проблемой в бассейне, "оконфузилась" публично и публично получила бы порицание.
Насколько я понимаю, девочка поступает правильно, а Вас нервирует и раздражает то, что иногда Вам приходится  "терять время" для того, чтобы дать ей возможность "лишний раз" сходить в туалет. И вполне обычная ситуация таким образом стала проблемной для Вас, потому что Вы не уверены, правильно ли поведение девочки.
На мой взгляд, в оптсанном Вами случае речь идет о процессе становления контроля за естественными отправлениями у девочки, этот процесс идет нормативно и у Вас нет оснований для беспокойства. Тревожащими симптомами могут стать неадекватное увеличение длительности пребыания девочки в туалете и/или появление сопутствующих фантазий и жалоб.
С уважением, Евгений
Психолог
Здравствуйте Антонина!
Хорошо бы обратится очно к детскому психологу, но можно самой взять куклу или просто спросить у нее, чтобы ты сказала если кукла боиться, что ее не пустят  в туалет и она боиться чего-то неприятного. Обыграйте эту ситуацию, что это происходит с ней или другим человеком или куклой. По хорошему ребенку нужно рассказать на детском языке об альтернативах в жизни. Сегодня ситуация поменялась и мы уже учимся новому и становимся мудрее и более гибкими. Девочка очень точно и резко отреагировала на запрет, надо просто сказать, что это был запрет на один раз, все остальное время с ней будет все хорошо. Можно почитать про песочную терапию. Но лучше конечно обратиться к детскому психологу. Но вы сами лучше знаете, кому девочка больше доверяет и кто для нее авторитет, тот и сможет отменить Ее Честное Слово, как в мультике про мальчика, который стоял до дото момента пока не пришел настоящий военный и отпустил его. Если не смотрели - поищите в Интенете.  А в целом пишите, интересно, что у вас получится. Не волнуйтесь.