спрашивает: Надя (Москва)
Здравствуйте, меня зовут Надежда, мне 16. В декабря 2018 года я решила стать веганом ( отказалась от мяса, рыбы, молока, яиц) моя семья это не очень поддержало, первый месяц все было более менее нормально, но все равно меня донимали с разговорами о пользе мяса, молока.. в январе мне дома устраивали постоянные скандалы о необходимости есть мясо, я отказывалась, позже мне поставили ультиматум и просто заставили есть мясо и тд. Я хочу быть веганом, но у меня в семье это не поддерживается. Проблема в том, что родители думают, что я ничего не ем, потому что они все время на работе, и не могут проконтролировать, но они заблуждаются, я ем по расписанию, соблюдая норму калорий, заменяя животный белок на растительный, слежу, чтобы у моего организма не было нехватки витами. Мне говорят, что я становлюсь «анорексичкой» хотя мой вес не избыточный, и нет нехватки веса, просто у меня сильные синяки под глазами из-за недосыпа, и это и является камнем преткновения. Мне не верят, что это из-за недосыпа, заставляют есть мясо, передать, если я отказываюсь, то это очередной скандал, что я хочу « похудеть». Я не хочу худеть, я хочу быть веганом!
Как объяснить это родителям, чтобы прекратились ссоры, я уже не ребёнок, и могу сама готовить себе и решать, что есть, а что нет.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Лучшим доказательством безопасности веганства для ваших родителей станет то, что они будут вас видеть бодрой и выспавшейся. Для начала - вам надо наладить распорядок дня и решить проблемы со сном.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог-конультант; Клинический психолог
Добрый день.
"Быть веганом" - это, как правило, очень трудный идейный выбор, являющийся следствием решения многих внутренних конфликтов и морально-этичеких проблем, о которых подавляющее большинство людей просто не задумывается. Как правило, "быть веганом" - это следствие не только морально-этического, но и религиозного выбора. Как правило, человек идет к такому выбору очень долго и мучительно, но не редко, сделав сам этот выбор, почему-то ожидает чуда, - надеется, что его родные и близкие очень быстро его поймут и примут этот выбор, поддержат, а возможно и сами последуют этим путем.
Но в реальной жизни так не бывает. Этим выбором Вы поставили перед родителями большой объем проблем и морально-этических дилем, на которые у них пока нет ответов и решений. Вам 16, и Вы шли к этому решению долго, а родным и близким потребуется времени гораздо больше, чем Вам, для того, чтобы во всем разобраться, понять и принять, что это не просто сиюминутный каприз, не проявление подросткового протеста против родительского контроля, не следование за модой на худобу и синяки под глазами в попытках стать моделью.  Для того, чтобы родители во всем этом разобрались им нужно время, а о Вас требуется спокойное и последовательное разъяснение своей позиции, спокойствие и выдержка.
То, что Вы уже не ребенок и можете сами себе готовить и следить за балансом в питании - это очень хорошо, но полноценное сбалансированное питание без мяса, рыбы, молока и яиц в средней полосе России - это очень дорогое удовольствие, и далеко не каждый человек может себе это позволить. Быть веганом - это значит выпадать из традиционных для нашей и европейской культуры стилей общения в семье и обществе, не только не вписываться, но и противопоставлять себя большинству. Это значит, самим фактом своего присутствия и заявления своей позиции в доме, на работе, на мероприятии Вы будете раздражать всех своей непохожестью и бросать всем вызов. Если это действительно Ваш путь - то реакция самых близких людей должна Вас подготовить  к тому, что Вас будет ждать в общении в школе, в институте, на работе, в личных отношениях. И все эти конфликты и противостояние несомненно будут подталкивать Вас к вхождению те социальные группы, в котрых Ваша позиция будет поддерживаться, где вы будете чувствовать себя своей среди своих, полностью принятой.
Поэтому скорее всего, Ваши родители больше всего опасаются, что Вашим следующим шагом будет уход из дома, присоединение к общине кришнаитов, и видеть они Вас будут редко и только в образе пристающей к гражданам на улице и в метро распространительницы кришнаитской литературы. Понятно, что такая перспектива их пугает...
С уважением, Евгений