спрашивает: Кристина (Санкт-Петербург)
Здравствуйте! я столкнулась с такой проблемой, что постоянно думаю бросить учиться на юридическом, и поступить на другую специальность. Начну с того, что два года назад я закончила школу с отличием, поступила на юридический факультет. я не особо горела желанием туда идти, меня больше привлекала профессия учителя. Но мои близкие начали меня отговаривать от этого направления, что "там маленькая зарплата, дети сейчас неуправляемые". нет, они, конечно, не запрещали, но всячески меня "запугивали". мои родственники начали мне советовать поступить на экономический, но мне туда совсем не хотелось, и поэтому подала документы на юрфак. я поступила на бюджет и была этому безумно рада. Изучать дисциплины мне, в принципе, нравилось (и нравится). Но на первом семестре нас сильно не загружали, а после начался какой-то ад. я не успевала есть, спать, друзья начали предъявлять мне претензии, что я перестала с ними общаться. Я не могла заняться ничем другим кроме учёбы, а свободное время, которого итак было очень мало, мне просто хотелось расслабиться и ничего не делать. я поняла, что если так будет всегда, то у меня практически не будет друзей и я не смогу заняться своей личной жизнью. у меня на всё это нет времени. Мне было очень тяжело. После я начала серьёзно задумывать перевестись на педагогический. Узнала всю необходимую информацию. Но я передумала, т. к. узнала, что у учителей совсем маленькие зарплаты. а я не хочу садиться на шею своей маме и должна обеспечивать себя сама. Так же я побоялась, что не смогу второй раз поступить на бюджет (платное моя мама просто не потянет). В итоге я продолжила учиться и закончила первый курс на 4 и 5. Сейчас мне 19 лет. я уже на втором курсе и ситуация повторилась. Я вновь хочу уйти с юридического. Я начала узнавать, куда я могу пойти работать после окончания юр. фака. Оказалось, что для меня реально устроится работать после окончания бакалавриата и без связей только в полицию или в следственный комитет. Но я понимаю, что это работа не для меня, она какая-то "мужская". За последнее время меня перестало, что-либо радовать, я не могу вспомнить никаких ценных событий за последний год. Мне перестала нравится моя жизнь... Но я не могу решиться забрать свои документы из университета и отчислиться. Возможно, я боюсь осуждения со стороны родственников и знакомых. Стоит ли мне бросить университет и поступить уже на другую специальность? либо я просто устала и поэтому начала думать о переводе...

Ответы и советы психологов
Психотерапевт, психолог, психодиагност, гипнолог, онкопсихолог
Здравствуйте, Кристина!  Возможно Вы просто устали от нагрузки в университете? Так бывает от перенапряжения. Тогда есть смысл пересмотреть режим учебы (а это тоже труд) и отдыха. Вы сами пишите что повторно на бюджетное место нельзя поступать и "мама не потянет",  дисциплины же Вам нравятся. Отрегулируйте баланс труда и отдыха, общайтесь с друзьями, получайте удовольствие от общения и  жизнь вновь начнет нравиться. Успехов Вам и правильных решений!
С уважением, Татьяна.
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Кристина!
Вам 19, у Вас естественные для этого возраста нерешенные проблемы во взаимоотношениях с родственниками, от которых Вы должны психологически отсепарироваться для того, чтобы перейти к самостоятельной жизни.  В социальном поле Вы пытаетесь противостоять давлению авторитета родственников действуя "от противного", но это контр-продуктивная стратегия, которая не может привести к правильному решению, и в результате этот внешний конфликт перерос во внутренний, который искажает Ваш взгляд на проблему выбора  профессии, ВУЗа и перспектив профессионального развития.  Вероятно, у Вас пока сохраняется высокая привязанность к старым друзьям, оставшимся со школьных времен, и некоторые из них имеют  возможность жить жизнью более легкой и веселой, их образ жизни привлекает Вас, и Вы пока не готовы дистанцироваться от  них, и это мешает Вам сфокусироваться на себе, своих личных задачах и сконцентрироваться на учебе.
Кристина, для начала Вам необходимо принять, что все перечисленные Вами профессии очень трудны, требуют огромных знаний, постоянного их обновления, психологической устойчивости, готовности к жесткой конкуренции в профессиональной среде начиная с первых курсов ВУЗа. Путь к успеху в любой из этих профессий требует стратегического подхода, готовности к самоограничению для достижения результата - поэтому какую бы профессию и ВУЗ Вы не выбрали, если Вы будете стремиться к высокому профессионализму и успеху - то свободного времени у Вас будет очень мало, и в друзьях сохранятся только те, кто находится в подобных жизненных обстоятельствах, сам ставит перед собой подобные цели и так же готов к самоограничениям и упорной работе.
Вопрос о том, куда Вы сможете пойти работать по итогам обучения будет зависеть от рейтинга ВУЗа, от того, какую специализацию Вы выберете на 3-4 курсе, в каких организациях будете проходить стажировки и практики и насколько успешны будете на фоне других выпускников на момент выпуска. Чем более Вы будете успешны - тем больше и шире у Вас будут возможности выбора, потому что за успешных выпускников конкурируют успешные работадатели, а менее успешные выпускники конкурируют между собой за оставшиеся после выбора лидеров вакансии.
Большую помощь в оптимизации использования времени и высвобождении времени на личную жизнь может оказать изучение тайм-менеджмента, и я настоятельно рекомендую Вам для начала проситать книгу Глеба Архангельского "Тайм-драйв: как успевать жить и работать".
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Кристина.Все,что Вас мучает,все же,похоже на Ваше внутреннее брожение.У Вас очень хорошая,востребованная специальность.В юристах нуждаются почти на каждом предприятии,а так же,в юридических фирмах.Более того,Вы можете в будущем,организовать свою фирму и работать на себя.Но,вначале,конечно,важно набраться юридического опыта в солидной организации.И,чем опытнее юрист,тем больше он способен зарабатывать.У учителей такой возможности почти нет.Поэтому,я бы рекомендовал Вам не просто учиться,а учиться с хорошей мотивацией,что бы стать опытным юристом.И,я бы сказал,женщин юристов,даже,больше,чем мужчин юристов.Ваша информация не совсем достоверна.У Вас такая же популярная специальность,как бухгалтер.И хорошие юристы всегда в почете.И их всегда мало.Совершить ошибку успеете всегда.Вначале получите качественные знания и диплом.У Вас все получится!