спрашивает: Рената
Меня бросил парень. Начал разговор об этом полтора месяца назад, сказав, что: "не чувствует того, что раньше, отношения стали для меня обязательством и грузом, пропал интерес". Я уговорила его попробовать снова, в течении месяца отношения были обычными, он сделал хороший подарок на мой день рождения и 8 марта, мне казалось, что все хорошо. При этом, мы встречались как раньше, то есть мы редко выходим куда-то, обычно сидим у него дома, а я боялась инициировать глубокие разговоры о том, как все идет, так как боялась ответа.
Ответ, страшивший меня больше всего, пришел недавно. Он сказал, что устал, попытка восстановить не удалась, он заставляет себя делать что-то для меня, в отношениях все не так, разговаривать как будто не о чем и надо заканчивать.
Я не могу это принять и моя самооценка упала на дно по причинам:
1. Его фраза о том, что "стало не о чем разговаривать", я почувствовала себя скучнейшим человеком в мире, хотя у меня широкий кругозор, много читаю и смотрю, путешествую и развиваюсь. И несправедливо, так как я всегда за душевные разговоры, но не мне же одной инициировать их.
2. Он навешал на меня много ярлыков, в которые я верила: "у тебя низкая самооценка, у тебя синдром жертвы, тебе нужно слишком много внимания, у тебя нет внутренней опоры, ты не самодостаточная, ты зависишь от чужого мнения и похвалы", в чем-то есть правда, но не все ведь.
3. С ним я всегда чувствовала себя глупой, он заставлял меня сомневаться в своей адекватности, как будто я все делаю нет так, думаю не так, говорю не так. Я уже боялась вызывать его на разговоры или выказывать недовольство, так как в конце разговора все закручивалось так, что виновата я, глупые причины для разговоры, и начинала винить себя за то, что его вообще начала.
Как восстановить самооценку и избавиться от навязчивого "а если бы ты ходила в зал\вернулась на курсы французского\больше выходила с друзьями, ты бы была для него интереснее и отношения бы не закончились"?
Спасибо большое!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Рената.
Вы описываете то, как ваши отношения проходили кризис, где первый кризис  вы вместе не разрешили, а как будто заморозили, когда начали подстраиваться под партнёра. Показывая свою созависимость, чем раздражали партнёра, когда он говорил вам о вашей низкой самооценке. Часто люди теряют себя в отношениях, поэтому испытывают эмоциональную зависимость. Отчего так трудно потом отпустить партнёра, принимая его решение за предательство.  Так же трудно потом начать снова доверять тому же или другому партнеру, ведь образовалась определенная травма, с которой, к сожалению, ничего не сделали, кроме игнорирования.
Ваша история говорит о том, что у каждого из пары накопились обиды, претензии. Такой этап называется кризисом отношений.
В кризисе отношений нет смысла возвращать то, что к этому кризису привело. Кризис необходим для создания других отношений с этим же человеком или новым, как показатель личностного роста. Кризис необходим для напоминания каждому партнёру, что отношения требуют модернизации, совершенствования каждого и отношений в целом. Кризис может показывать, кто и о чем молчал, чего делать категорически нельзя. Кризис показывает, кто потерял себя в отношениях и многое другое.
К сожалению, не все пары готовы, способны пройти кризис и укрепить ещё больше отношения.
Кто-то проходит кризис неправильно, смиряясь и возвращаясь до следующего кризиса, кто-то при первых трудностях уходит. Но все это не даёт никакого развития: ни личностного, ни общего. Ведь оба партнёра так и не научаются говорить друг с другом так, как раньше не пробовали чувствовать, поддерживать и хотеть друг друга.
Рекомендуется в таких случаях как индивидуальная терапия, так и семейная. Индивидуальная терапия помогает вам вскрыть заложенные жизненные сценарии в вашей психике и создать свой здоровый жизненный сценарий, выявив привычные модели поведения, установки, родственные сети болезненных отношений.
А семейная помогает научиться говорить, понимать друг друга.
Пока вы поставили на паузу отношения или окончательно расстались, возможно стоит начать работу с себя, чтобы сейчас переживать настоящее было легче, понятнее и уже начать менять свойжизненный  сценарий?
Чаще всего партнёры возвращаются, когда замечают изменения в другом с любопытством, что помогло любимому человеку, которое могут так же подхватить и тоже пойти в терапию. Но!
Поскольку кризис требует изменений на постоянной основе, а не для видимости, то идти нужно будет дальше, как минимум, для своей внутренней гармонии. Ведь к гармонии мы приходим сами, как и рождаемся/умираем одни. Своя гармония - ответственность каждого из нас.
Вам необходимо не просто поднять самооценку, найти внутреннюю опору, но и научиться, как сохранять себя в отношениях, как выражать свои потребности, желания, как заботиться о себе и о партнёре, не впадая в созависимых отношения и многое другое, но всё для себя и своей личной здоровой жизни.
Приглашаю вас на бережную онлайн работу над собой- на индивидуальную психотерапию.
С уважением, Анастасия.
Клинический психолог. Психотерапевт.
Наоборот отношения нужно быстрее заканчивать. Потому что нельзя общаться с газлайтером. Будет только хуже. Для своего человека вы будете интересны всегда независимо ни от чего.
Психолог, эмотолог
Рената, очень хорошо,что вы закончили такие отношения. Вы никогда не были бы для него "той самой". У него всегда нашлось бы что сказать что в вас "не так". И да, чтото в его словах есть: низкая самооценка (иначе такой как он просто прошел бы мимо), границы (иначе он бы не оскорблял бы вас и не говорил что вам надо делать, в общем, если бы у вас было все что он описал в п.2, то его бы в вашей жизни не было, ибо он бы уже не дотягивал до вас:)... много моментов, которые надо решить в вашем вопросе, чтобы построить интересные, теплые, комфортные для обоих отношения. У вас как будто сложилась такая ситуация, что вы должны были заслужить его внимание... развлекай меня, чтобы мне с тобой было весело.. - это про неадекватные отношения, нездоровые. И конечно же, не про любовь. А вот чтобы было про любовь, нужно эту самую любовь найти в себе и полюбить в первую очередь... себя!
Приходите на консультацию, разберем вашу ситуацию.