спрашивает: Юлия (Москва)
Доброго времени суток! Не знаю, к кому возможно обратиться, поэтому решила зайти на данный форум. Дело касается личной жизни и, вероятно, моего восприятия в этом отношении. У меня было всего трое отношений: первые с марта 2019 года по начало января 2020 года с одноклассником, но совершенно невинные, с легкой симпатией; разошлись в итоге обоюдно, без конфликтов, не считая холодности партнера. Вторые, самые эмоциональные и серьезные, наступили сразу после завершения первых отношений (начало января 2020 года) и длились вплоть до конца декабря 2020 года с одногруппником. Там было все страстно, бурно, быстро развивалось, влюбленность била через край, но впоследствии отношения стали максимально токсичными — партнер так и давил, манипулировал виной, и пр. Я начинала понимать, что с ним не развиваюсь, а только тухну, чувствую себя хуже, и, с горем пополам, но ушла из этих отношений. Восстанавливалась с позиции «отпусти все обиды, отпусти его самого» около полугода (потому что партнер приложил все усилия, чтобы добить меня после отношений и попытаться очернить мою репутацию в вузовском обществе, чего у него в итоге не вышло, но сам факт), и до конца октября 2021 года была свободна, не считая попыток парней и мужчин познакомиться, и двух попыток общения, которые быстро заканчивались (в целом, там никаких намеков с моей стороны и не было, не хотелось).Весь этот период — почти год — я старалась перегрузиться, заниматься подработкой, изучать психологию, переосмысливать себя (свою личность с точки зрения достоинств, недостатков, достижений, особенностей и элементов и пр.), образа своего «идеального партнера» (находила несколько практик) и процесса «отпущения» бывшего (написание писем, их сжигание, переосмысление всего того, что происходило). В итоге я, как мне казалось, все проработала в достаточной мере, чтобы, во-первых, восстановиться эмоционально и, в какой-то мере, психологически (все-таки, для меня он был во многом первым мужчиной — и в серьезных отношениях, и в интиме, и пр.), а во-вторых не поддаться самому партнеру, который в сентябре 2021 года пытался меня вернуть. С конца октября 2021 года у меня начались третьи отношения, с однокурсником, но в них я вошла скорее осознанно, без пылких чувств. Мол, я вижу, что я ему нравлюсь, у меня есть интерес, возможно симпатия. Почему бы не попробовать? Все будет развиваться, и чувства разовьются. И так отношения длились до начала ноября 2022 года. Они шли, в целом, плавно (хотя мы только спустя месяц общения начали отношения, а интим — ещё месяца через полтора-два), мне казалось, что это нормальные, здоровые отношения. Но мы оба не могли нормально притереться (его не устраивала моя эмоциональность, о чем он все отношения благополучно молчал, меня не устраивала его определенная незрелость и, как оказалось впоследствии, инфантильность), а мои чувства максимум, до чего дошли, так это до привязанности к нему как к человеку близкому, скорее родному (как к младшему брату). Самое неприятное в этих отношениях было разрешение вот этого тупика — мы друг друга явно не устраиваем, никак не развиваемся, что нам, собственно, делать? Но, увы, партнер показал максимальное безразличие к ситуации, нежелание что-либо менять, за что-либо бороться, и мы, собственно, обоюдно разошлись на почве мысли, что мы очень разные, и «это не те чувства, ради которых можно было бы что-то делать». Впрочем, мне это никакого вреда не принесло, разве что легкое разочарование. Стоит лишь отметить, что партнер был меня младше на полгода, и в отношениях мне приходилось многое решать и продумывать самой, вследствие чего про меня стали семья и общество говорить, что я «вынуждена была быть сильной» и становилась все более надменной, самоуверенной. Однако под конец декабря 2022 года (спустя примерно полтора месяца после расставания), на Дне Рождения друга-одногруппника, я познакомилась с хорошим другом своих ребят из группы, который в нашем вузе учится на 2-ом курсе. Мы просто нашли общий язык на почве, во-первых, сделанного им мне заказа курсовой работы (я подрабатываю копирайтером), а во-вторых, общих интересов и общего круга общения. Мы общались без всяких намеков, но к настоящему времени у нас уже были некие намеки, моменты, которые подвели нас к одному разговору о перспективе отношений. Мы оба никуда не хотим торопиться, и оба пришли к выводу, что пусть все идет так, как идет. «А дальше время покажет, видно будет». Мне нравится общение с данным человеком, более того, мне кажется, именно к нему у меня развиваются искренние романтические чувства… Но меня настораживает тот факт, что именно в нем (даже не в прошлом партнере, не в каких-либо ухажерах до этого времени) я вижу «отголоски» того самого бывшего с 2020 года, от которого, так сказать, достаточно тяжело отходила. Этот парень абсолютно на него не похож характером, мировоззрением, внутренними установками, даже просто образом жизни, но какие-то микромоменты, которые приходят один за одним, заставляют меня иногда думать: «А не похож ли он на бывшего? Не является ли это „красными флажками“?». И это, в какой-то мере, заставляет меня сомневаться если не в человеке, то в перспективе развития между нами романтических отношений в будущем. Скажите, пожалуйста, что в таком случае делать? Можно ли это считать какими-то «сигналами», говорящими о том, что этого лучше не повторять, или, как я изучила недавно, это может быть всего навсего то, что я ещё не до конца отпустила прошлое, то, что я повторяю сценарий тех отношений, что сильно меня «выжали из себя»? Заранее благодарю вас за ответ!

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Юлия.Концепция про отголоски-тупиковая.В каждом новом человеке всегда найдутся общие свойства с предыдущими.Желательно,что бы Вас интересовали не отголоски,а степень Благодарности к Вам.Эта степень  должна точно,не повторять прошлых ошибок.И управлять этой степенью важно через ВЫРАЖЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ к молодому человеку.Если он Вас слышит,может меняться и подстраиваться,то перспектива есть,а,если упорно следует своим принципам,то взаимность,видимо,не состоится,и тогда он будет похож на всех предыдущих.Возьмите за основу позитивный принцип взаимности и благодарности.И живите,не торопясь,здесь и сейчас.И Вы разберетесь в плюсах и минусах молодого человека по ощущению внутреннего комфорта.