спрашивает: Алиса (Москва)
Совершаю ошибку, вроде делаю выводы, но отпустить ситуацию не получается. Спустя годы может внезапно в плыть воспоминание, которое просто (Буквально. бывает даже матом), чтобы не ощутить вновь чувства вины, стыда и т. п.
Со временем таких моментов становится больше и они будто преследуют меня... Причём проступки вроде не серьёзные, люди, перед которыми провинилась, меня простили... А я отпустить ситуацию не могу... Подскажите, что делать?

Ответы и советы психологов
Психолог, тренер, ведущая групп
Здравствуйте, Алиса!
У многих из нас есть воспоминания, которые застревают в первоначальном виде со всеми сопутствующими чувствами и мыслями. Так происходит, когда событие очень травматичное, важное или не соответствующее нашим ожиданиям. Наш мозг как будто бы кричит: "Нет! Я это даже осмысливать не хочу!", и поэтому оно вот такое вот неосмысленное, необработанное болтается где-то в наших нейронных сетях.
Все было бы нормально, если бы такие воспоминания не лезли, когда не надо. А они наоборот лезут, и что хуже всего, влияют на наши реакции. То есть мы реагируем не адекватно ситуации, а как тогда, в том воспоминании.
Сами по себе такие воспоминания никуда не деваются, человеку нужна помощь, чтобы их проработать. Для этого и создана психология. Есть сотни способов привести свое прошлое в порядок. Каждый метод в психологии с этим работает. Например, сейчас популярна EMDR  терапия, в ней воспоминания прорабатываются с помощью движения глаз. Но если вам хочется побольше поговорить, то вы можете проработать их через разговор, через переосмысление и анализ. А если вы вообще ничего не хотите говорить, то вам подойдет гипнотерапия. Здесь мозг все сделает за вас.
Выход из вашей ситуации довольно прост. Обратитесь к психологу и через час вы уже выйдите другим человеком  одним-двумя навязчивыми воспоминаниями меньше.
Желаю вам, чтобы прошлое стало вашим опрой и ресурсом, а жизнь проистекала в настоящем!
С уважением, Мария Корж.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Добрый день Алиса!
Речь идёт о жестоком, жёстком, преследующем суперЭго, о "внутреннем судье" который сидит в вашей душе/голове и не даёт вам нормально жить.
Подскажите, что делать?
Речь в такой ситуации идёт о психоаналитической терапии. Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП