спрашивает: Victoria (Москва)
Две с половиной недели назад после комплексной прививки умерла моя любимая собака. Прививку сделали в ветеринарной клинике, спустя 5-ть часов собака умерла.
Меня мучает колоссальное чувство вины из-за того, что я не смогла ей помочь, растерялась, когда нужно было вызывать врача. Родственники говорят, что так лучше, что собака была уже старой.
Я потихоньку смиряюсь с потерей, но не могу себя простить: я должна была ему помочь, быстро сориентироваться, вызвать (пусть и не известного мне) врача на дом. Я должна была использовать все последние возможности, чтобы спасти его. Но я растерялась.
Это было поздно вечером. Я сказала папе, что нужно вести собачку в круглосуточную ветклинику. Он начал орать. Внезапно я поняла, что попала в ловушку. Что выбор у меня невелик. И что никто нас быстро никуда не отвезет. Начала метаться. Хорошо известная мне ветеринарная клиника, где нам могли бы помочь, была на тот момент уже закрыта. Я судорожно начала искать в интернете ближайшую нормальную ветклинику, звонила, консультировалась с врачом, который взял трубку. Она сказала, что нужно дежурить всю ночь рядом с собакой, что это реакция на вакцину, что если я его сейчас привезу, они только капельницу с витаминами ему смогут поставить. И все.
Собачке становилось все хуже и хуже. Спустя небольшое время он умер.
Я виню себя в том, что понесла его на прививку в ту ветклинику, где ему не побоялись навредить, где нас не предупредили о возможных побочных явлениях после вакцинации. Оказалось, что деньги для их врачей были важнее, чем жизнь маленького беззащитного существа. Виню себя в том, что не выбрала хорошую ветеринарную клинику, более опытных, квалифицированных врачей. Ведь если бы я его не принесла к этим безответственным людям, ничего бы и не случилось, он был бы жив!
Для меня это трагедия, я не желала такой судьбы своей собачке, я хотела для него всего самого лучшего. Но получилось иначе.
Получается, что я от большой любви и по незнанию навредила ему этой прививкой. Врачи ни о чем не предупредили и я думала, что вакцинацию нужно проходить ежегодно, до конца жизни собаки (по крайней мере так рекомендуют практически во всех источниках).
Вспоминаю свою собачку каждый день, плачу. Но его не вернуть! Не представляю, как буду жить дальше с таким грузом. Меня съедает чувство вины, ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Ответы и советы психологов
Психолог, аналитически ориентированный психолог, экзистенциальный психолог
Виктория, очень сочувствую Вам. Наши животные, которые живут с нами рядом, становятся членами нашей семьи. К тому же еще и беспомощными, зависимыми полностью от нас. И сейчас потеря Вашей собачки - это настоящая потеря, горе, которое Вы переживаете. И у Вас много вины, словно это именно Ваше решение привело к тому, что случилось, словно из-за того, что Вы сделали не все самое лучшее, собачка умерла. Но то, как Вы пишете о любимой собаке, я думаю, все, что Вы делали, Вы делали из самых лучших намерений, из заботы о любимом друге. К сожалению, мы все просто люди. Мы не Боги. И не можем предвидеть все медицинские последствия, учесть все нюансы и просчитать, или даже предвидеть, предугадать все. Возможно, чувство вины дает Вам некоторое подсознательное облегчение и надежду,что если Вы возьмете вину на себя, то можно будет отыграть события вспять, вернуть друга...
Очень сочувствую Вам. Проживание горя требует времени. И Вам могут приходить самые разные чувства, и злость, и горечь. Все они естественны в горе. И Вы можете обратиться за поддержкой к психологу, так как близким людям часто бывает трудно выдерживать горе друг друга, они чувствуют беспомощность и да, могут начинать злиться друг на друга, и от этого возникает еще больше страдания, что близкие не разделяют и не понимают.  А работа психолога для того и есть, чтобы помочь людям пройти через тяжелые переживания , не застрять в них и оставить о потерянном друге и ваших с ним вместе прожитых годах светлые и добрые воспоминания.
Практический психолог, специализируюсь в теме межличностных отношений
Виктория, добрый день. С чувством вины и потери можно поработать. Существует несколько стадий проживания горя, независимо от того, это близкий человек, ребенок, даже питомец, ситуация развода и другое. Не все люди могут самостоятельно справиться в с этим самостоятельно. Некоторые люди годами остаются в ситуации непрожитого горя, не в силах смириться с потерей, находятся в депресии или обвиняют себя или других в смерти.
Но с этим работают психологи, которые помогают клиентам пройти эти стадии, выйти из ситуации проживания горя и продолжить жить дальше.
Вы можете обратиться за бесплатной консультацией, если готовы оставить все в прошлом.