спрашивает: Наталья (Москва)
Здравствуйте! Меня зовут Наталья. Мне 25 лет. Живу с мамой. Мама ещё в детстве занималась рукоприкладством если что-то не по её. Но сейчас это переходит любые границы. Она начала душить. Я понимаю, что это все на эмоциях и может быть она действительно меня любит. Но в моменты битья и удушья становится страшно. Я стараюсь никак не реагировать, чтобы не сделать ещё хуже.
Единожды когда я простояла за себя и попала ей в грудь, она сказала что я избила её. Но к сожалению систематически в ссоре это делает она.
Я даже боюсь постоять за себя, что снова не оказаться виноватой.
Как реагировать на рукоприкладство? Как себя защитить?
Мама это делает на фоне того, что все в жизне должно быть только так как она скажет захочет и никак иначе. Если хотя бы доля не по её, то начинается ссора и драка, если так можно выразиться.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Наталья, на такие жёсткие действия мамы нужно и вам реагировать жёстко. Рукоприкладство - это может быть как административная, так и уголовная ответственность. И - мама  должна это понимать. Если не получается до неё  это донести - приходите ко мне, какое-то время походите в психотерапию, я помогу вам научиться чувствовать свои границы и уметь их спокойно, без истерики и в то же время очень уверенно отстаивать.
Звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы, ведь именно вы сама  - самое дорогое и ценное что у вас есть!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Наталья! Вам 25, но Вы в эмоционально созависимых отношения с мамой. С её стороны есть только насилие, но НЕ любовь и Вы в этом ЖИЛИ. Вам важно начать работать над сепарацией с матерью, отделиться от неё - как физически (съехать от неё), так и эмоционально!
Психолог
Наталья, здравствуйте!
Мама проявляет физическое и психологическое насилие в отношении Вас. Закон на Вашей стороне и Вы можете обратиться за помощью, однако, после систематического физического насилия, я полагаю, что обратиться за помощью и по закону отстаивать свои права, для Вас  может быть непосильной задачей. Очень жаль, что Вы оказались в таких обстоятельствах.
Наталья, есть кризисные центры для помощи людям, пострадавшим от насилия в семье. Пожалуйста, позаботьтесь о себе , поищите в интернете информацию о таких центрах в своем городе.
С уважением,
Елена