спрашивает: Татьяна (Москва)
Была в браке 13 лет, нажили 2 детей.
Отношения в браке были сложными. Бывший муж постоянно контролировал меня и детей, такое ощущение, что жили в режиме казармы. Плюсом было еще то, что у нас не было собственного жилья. Жили то с моими, то с его родителями. Работали оба. Сама не заметила как, превратилась в лошадь, которая работает и везет на себе и работу, и дом. Перестала чувствовать себя женщиной, перестала хотеть мужа. Наш брак превратился в домашнее партнерство. Развелись осенью прошлого года по моей инициативе.
Сейчас ситуация такая. Приобретенная в ипотеку квартира и собственно сама ипотека остались на мне. Мужу осталась машина. Алименты платит, но сумму определил самостоятельно и мне кажется, что она несколько меньше положенной. Но так как у него доход не весь официальный, то сделать с этим ничего не могу. До какого то периода он давал дополнительные сумму на одежу, обувь и другие разовые расходы на детей. Потом у него резко не стало денег. Говорит, что дополнительные расходы будет делить со мной по мере своей возможности.
Детям внимание практически не уделяет, видится с ними раз в месяц и реже. Хотя по телефону говорит, что очень по ним скучает.
В какой то момент дети стали говорить, что видят часто машину отца в соседнем дворе, в котором обычно гуляют. Сначала думала, что им показалось и тд. Потом пришло понимание, что действительно бывший муж бывает в нашем районе слишком часто. И получается, что дети постоянно видят его машину, а самого отца не видят. Сын неоднократно задавал вопросы, бывший муж отговаривался, что он на стрижке или по работе из одной машины в другую пересел и тд.
Как то в телефонном разговоре спросила у бывшего мужа прямо, где он сейчас живет и получила ответ, что с мамой. И в тот же вечер, уходя он нас со словами «Я поехал, мне завтра рано вставать» ушел в соседний двор. Мы увидели его машину случайно во время вечерней прогулки.
Итог. Попросила не приходить к нам домой, встречаться с детьми на нейтральной территории и отказалась от его предложения везти нас в аэропорт.
Сейчас на душе очень тяжело и обидно, прежде всего за детей… Как можно настолько наплевать на них и настолько ни во что не ставить их чувства. Дети его редко видят, очень ходят, чтобы он отвез нас в аэропорт, а я не могу пересилить себя. Как только вижу его, у меня всплывают все обиды, раны и тд, после чего приходу в душевное равновесие минимум неделю.
Не хочу возвращаться в эти отношения, рада, если у него в жизни все сложиться, но на душе тяжко и обидно из-за несправедливости по отношению в детям (финансовой и моральной). Сижу, пишу и плачу…
Помогите, как правильно отпустить ситуацию, начать новую жизнь и помочь свои детям?

Ответы и советы психологов
Психолог
Татьяна, здравствуйте!
Сочувствую Вам, Вы переживаете состояние после развода, это как боль утраты, утраты отношений, надежд, какого-то уклада жизни. Вы чувствуете предательство мужа или обиду на него. Муж не вложил в ваш союз тех усилий, на которые Вы рассчитывали и когда Вы стали вкладывать больше и тянуть все на себе, Вы надеялись, что он оценит, подключится и все будет хорошо, ведь ради чего-то Вы все это делали , тянули. Но все усилия не окупились и вместо вознаграждения, Вы получили развод и квартиру в ипотеке. Конечно, сейчас Вы чувствуете боль, обиду и разочарование. И из этого состояния очень трудно взаимодействовать с бывшим мужем и даже после развода он не делает, на Ваш взгляд, простых шагов для детей.
Татьяна, а что хотелось бы? Для себя, какое состояние хотите? спокойствие и принятие развода и возможность строить свою жизнь без обиды оглядки на прошлое? А для детей, чтобы они общались с отцом и он мог возить вас в аэропорт и в другие места?
Это возможно, когда вы справитесь с болью, обидой и разочарованием. Можно ждать время, чтобы оно притупило Ваши эмоции, но они никуда не денутся и при контакте с бывшим мужем могут себя проявлять. А можно через психологические техники перепрожить эти эмоции и отпустить. Если готовы справиться с обидами, обращайтесь, буду рада помочь, я работаю онлайн, условия работы и контакты есть в моей анкете.
С уважением,
Елена
Психолог, кризисный психолог
Здравствуйте Татьяна. Чтобы бывший муж проявлял и моральную и финансовую активность в жизни детей, необходимо не чинить препятствия в общении с детьми, не пытаться избегать его помощи, а наоборот всячески привлекать и как можно чаще провоцировать позитивный контакт между ними. Это неприятно, однако необходимо. А с вашими ощущуениями и эмоциями, которые заставляют вас пытаться "уколоть" бцвшего мужа отказами от его помощи, необходимо работать. Самостоятельно вы будете это делать или нет это ваше решение. В любом случае ситация очень и очень распространенная и выхода здесь 2: либо вы работаете с очевидной проблемой и двигаетесь дальше, либо продолжаете тратить свою энергию на обиды и какое-то чувство вины разрушая себя.
Психолог
Здравствуйте, Татьяна! Вам обидно за детей, Но...он сможет быть таким отцом, каким он Может быть и не от того рядом Вы или нет зависит то, как он выполняет отцовские обязательства! Дети вырастут и у них будут свои отношения с отцом. Сейчас не стоит ставить свою обиду между отцом и детьми...Разрешите себе самой отпустить эту ситуацию и бывшего мужа, оставить и пережить отношения с ним, чтобы ВЫ смогли Жить дальше!
Психолог
Добрый день!
Сочувствую Вам.
Но, к сожалению, Вы пока не сказали самой себе (и мне, соответственно) правду о том, что же на самом деле Вам эту боль причиняет...
По, так сказать, "официальной версии", Вы переживаете за детей:
на душе тяжко и обидно из-за несправедливости по отношению в детям (финансовой и моральной).
Но, если бы это было действительно так, то Вы не ставили бы детям препонов в общении с отцом:
Дети его редко видят, очень ходят, чтобы он отвез нас в аэропорт, а я не могу пересилить себя.
и отдали бы себе отчёт в том, что развёлся мужчина не с детьми, а с Вами... А вот с детьми он не разводился, и он сам, и дети рассчитывают на взаимное общение, дружбу и любовь.
Так что Ваша боль в реальности связана не с обидой за детей, а с обидой за себя, что Вы, в принципе, и сама признаёте:
я не могу пересилить себя. Как только вижу его, у меня всплывают все обиды, раны и тд,
Безусловно, с этой своей болью за себя можно и нужно справляться. И, если Вы обратитесь ко мне, я с удовольствием помогу Вам в этом...
Не следует лишь выдавать "боль за себя" за "боль за детей", и не следует использовать детей как инструмент мести мужу. Тем самым Вы лишь сделаете значительно хуже и детям самой себе...