спрашивает: Елена (Нижний Новгород)
Здравствуйте ! У меня есть знакомая,бывшая коллега,какое-то время,в юности,мы вместе начали работать и даже поначалу жили в общежитии вместе. Но ,по различным обстоятельствам,знакомая то уезжала жить в другое место,то меняла место работы. Я,как и прежде ,работаю и живу в том же месте,в том же населенном пункте,в своём жилье. Знакомая тоже остановилась с переездами и живет в соседнем населенном пункте. Работает совсем в другой сфере. Когда мы работали в одном месте,то общались плотно,справляли какие-то события. Но постепенно наши встречи стали случайными-в автобусе, в магазине,можно сказать общение сошло на нет. Естественно,она общается со своими коллегами, родственниками,отмечает события в другом кругу(это же видно по фото в соцсетях). Меня туда не зовет,но меня это не очень и расстраивает. Дел у меня полно,а отметить наше какое-то событие мы собираемся в узком семейном кругу,обычно ее я тоже не зову. Но на свой юбилей и свадьбу сына я ее звала. На свадьбу звала,потому что тоже гуляла на свадьбе ее сына(это было раньше на 6лет). А вот на свой юбилей,который был позже моего ,знакомая меня уже не позвала. К тому же,при встречах,эта женщина допускает бестактные,обидные замечания в мой адрес(например,я-стройная,а она-полная,но по ее словам :я-сухая и высохла от злости; но я же не леплю ей,что она жирная !) И это случается не в пылу какой-нибудь ссоры,а так,без всякого повода,походя. Когда от меня ушёл муж,реакции от неё не было никакой,хорошо,хоть не насмехалась. А когда я вышла замуж второй раз-знакомая обиделась,что не пригласила на свадьбу(вернее на гулянье),но мы и не справляли,просто расписались(причина банальная-безденежье на тот момент). В общем так и шло:увиделись,поздоровались,разошлись. Недавно у приятельницы был день рождения,я решила её поздравить по телефону. Выслушала она меня,сухо ответила,а потом заявила,что обижается на меня. Сначала я не поняла за что. Потом мне было объяснено,что ей сделали операцию,а я не позвонила и не проявила внимания и сочувствия. Оказывается операция была сложной,если бы не хороший врач,то неизвестно чем бы это кончилось. Я искренне попросила прощения за своё поведение,потому что слышала об операции,но не думала,что всё так серьёзно. Несмотря на все обиды от неё я не хочу никому зла,я бываю иногда равнодушна к чужим проблемам,но никогда не злорадствую. Я уже привыкла к тому,что мы-уже не близкие с приятельницей люди(и не страдала от этого).Но что-то это событие меня задело.Помогите мне разобраться в моей проблеме:почему от меня требуют внимания,а сами её не проявляют. И как реагировать на обидные слова от таких людей? Отвечать им тем же? или свести на шутку.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Елена! Вам стоит определиться в дистанции между Вами. Или Вы просто приятельницы, которые встречаются иногда случайным образом, поздравляют открытками в ватсапп и т.д. или Вы подруги, которые поддерживают друг друга. Вы уже давно отдалились, но так и не понятно, какие между Вами отношения - то Вы с ней ближе, то дальше. И эта неопределенность и вносит обиды и непонимание. Она может воспринимает Вас как более близкого человека, с которым давно знакомы, пусть и не зовет на праздники и на встречи, а для Вас она уже давно просто приятельница, к тому же такой человек, которого Вы и не особо понимаете, которая может оскорбить, унизить,а  Вы это принимаете и терпите - зачем?
Психолог. Клинический психолог.
Добрый вечер, Елена!
Я уже привыкла к тому,что мы-уже не близкие с приятельницей люди(и не страдала от этого).
Вы действительно приняли тот факт, что Вы уже не близки в общении? Или Вас беспокоит чувство вины? Почему Вас задевает то, что подруга говорит? Вам также нужно отстаивать свои личные границы, особенно, когда пытаются Вас задеть, либо не общаться с этим человеком, если Вам не приятно это слышать.
я-сухая и высохла от злости;
Вам важно сказать, что Вас в себе все устраивает. Можете сказать приблизительно следующее: "1. Меня устраивает моя фигура. Почему ты сейчас не в настроении? У тебя какие-то проблемы? Расскажи мне. 2. Мне не приятно слышать такие слова в свой адрес и если мы с тобой дружим, то давай не будем переходить на оскорбления. Хорошо?".
Вам необходимо работать над неуверенностью в себе. Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
Рекомендую следующее:
1. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
2. Поменяйте ракурс своего мышления. Умейте отвечать людям, если они Вас пытаются задеть. Ничего страшного, они могут говорить все, что хотят, но Вас это не касается, это их мнение.
3. Не бойтесь обидеть и сказать: "нет". Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
4. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями. Каждый может ошибаться, из любой ситуации нужно извлечь урок и сделать вывод для того, чтобы не повторить ошибки в следующий раз. Проанализируйте, как помогла Вам какая-либо ситуация стать сильнее? Какие ошибки помогли Вам стать мудрее? Все это можно прописывать себе в дневник.
5. Исключите фразу «должна» на «я хочу», «я выбираю». Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Чувствуете ли Вы по отношению к себе манипуляцию со стороны приятельницы? Манипуляция – это, способ добиться своего, сделать так, как хочет сам человек. А как Вы реагируете на манипуляции? Важно понимать и Вашу реакцию в этой ситуации, возможно, Вы реагируете на манипуляции от приятельницы, и приятельница их теперь постоянно применяет. Также бывает и такое, когда человек навязывает чувство вины, тогда нужно осознать это и выйти из этой «игры», не поддаваясь чувствам, которые Вам навязывают. Есть у Вас есть чувство вины, то тогда стоит работать с чувством вины.
Важно:
1. Вам нужно научиться различать реальную вину и надуманную. В следующий раз, когда у Вас возникнет чувство вины, попытайтесь определить причину и оцените, насколько это действительно Ваша вина и вина ли вообще. Эффективно будет, если Вы будете записывать все ситуации, анализировать их и понимать, где реальная вина, а где Вы себе надумали, навязали. Тем самым, Вы научитесь отслеживать чувство вины.
2. Не стоит оправдываться перед кем-то, если Вас обвиняют. Если Вы начинаете оправдываться, то Вы человеку показываете, что Вы уязвимы и Вами можно манипулировать. И человек берет над Вами контроль.
3. Даже, если Вы где-то ошиблись, признайте свою ошибку, скажите, что Вы были не правы и на этом достаточно. Эффективнее будет не копаться в том, что Вы совершили ошибку, а сделать вывод из сложившейся ситуации, затем искать пути решения.
Если хотите разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.