спрашивает: Ирина (Москва)
Добрый день! Дочери 18 лет, в школе травили, сформировался комплекс не полноценности, уже 2 года ходит к психиатру в ПНД, выписывают таблетки от депрессии (ламотриджин и кветиапин). Приемы и психотерапию пропускает, эффекта не вижу. Она жалуется, что нет четкого диагноза (настаивает на биополярном расстройстве), не могу ее убедить, что с таким диагнозом тяжело жить, и что скорее всего у нее расстройство личности, поддающееся коррекции. Уговорила сходить к платному психотерапевту, прием, анализы обошлись в 11500. Направили к психологу - дочь соврала, что пошла, написала, сколько стоит прием, я позвонила в клинику, а оказалось, что дочки там не было. Продолжать ходить, лечиться, не хочет. У меня опускаются руки, все что могла, я сделала. Заставить человека лечиться, если он сопротивляется - бесполезно. Дочь бросила колледж после 2 курса, не могу вразумить о важности образования. Жаль и ее, и потраченных денег за 2 года . Работаю на износ, трачу все на дочь, лечение, образование - а все бестолку. Она этого не ценит. Я чувствую себя обязанной помочь ей, но уже не понимаю как.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ирина! Вашей дочери необходима помощь именно врача-психиатра и необходимо, чтобы она получала терапию, а не пропускала прием - никакого эффекта не будет, пока она не будет принимать лечение. Если она не может, тогда можно положить её в больницу, там она будет получать это лечение. Психолог НЕ работает с подобными состояними! Ей уже 18 лет - она взрослый человек - работает ли он? учится? на что живет?
Психолог Психоаналитик Семейный терапевт
Ирина, здравствуйте! Вы спрашиваете, как помочь дочери? Прежде всего, Вам необходимо обратиться к психологу, и проанализировать систему взаимоотношений с дочерью, понять, почему ребёнок в школе подвергался травле, почему дочь настолько уязвима и не принята классом, какие воспитательные стратегии в семье повлияли на формирование характера и самооценки.  Нельзя эти вопросы оставлять без внимания, т.к. Вы продолжаете влиять на свою дочь. Только после работы с психологом, Вы сможете найти подход к дочери и помочь ей. Вы пишите о том, что уговариваете её, убеждаете, а дочь Вас не слышит. Разобраться в сложившейся ситуации Вы сможете с психологом. И только, проработав свои родительские установки, Вы увидите новые пути в выстраивании отношений с Вашей дочерью. И тогда можно расчитывать на эффективную психотерапию. В противном случае, дочь увидит, что Вы ответственность перекладываете на неё, следовательно, "она виновата в происходящем" и ей решать проблемы. А внутреннего ресурса нет. А Ваша роль в создавшейся ситуации остаётся неизменной, Вы продолжаете уговаривать, убеждать, но стиль отношений остаётся прежним. Только вместе с дочерью Вы сможете преодолеть сложности! Думаю, мой ответ будет полезен. Обращайтесь. Буду рада помочь. С уважением Риорита Николаевна.
Клинический психолог, КПТ-терапевт, ЛОРП-терапевт, специалист по системной семейной терапии (в том числе, семейным расстановкам), супервизор.
Клинический психолог, КПТ-терапевт (эмоционально-рациональная терапия, схема-терапия), НЛП-практик, семейный психолог, супервизор, практика системных расстановок. Частная практика с 2007 г. Работаю с темами: - С системой отношений клиента (отношения с самим собой, отношения с близкими, семейные…
Ирина, здравствуйте!
Сложная история. Действительно, девочке нужна помощь. И, как вы правильно сказали, насильно заставить дочь пройти полноценную психотерапию невозможно. И вам, как маме, тоже, чувствуется, нужна помощь. Чуство беспомощности в такой ситуации съедает силы.
Но, знаете, психологи много могут вместе с пациентом. Могут найти какие-то важные точки, на которые человек начинает откликаться. В одиночку, так же как и вы, психолог вряд ли будет полезен, без участия и мотивации пациента.
Медикаментозная терапия снимает остроту аффекта. Изменять личность, работать с негативными убежениями - это процесс длительный и системный. Требует высокой мотивации, времени, смелости. сил и денег. Такова цена вопроса.
Но это шанс, и он стоит того. Что может быть важнее здоровья?
Так что, Ирина, пробуйте, думайте. Найдите подход, найдите слова, найдите время, найдите средства -  и может быть, на первых порах сходите вместе с дочерью не психиатру, а к психотерапевту или клиническому психологу, владеющему психотерапевтическими методами. Поставьте задачу - начать. Пробовать начать. И. возможно, из этого что-то родится дальше.
Для более чёткого собственного понимания, как действовать. и где самой взять ресурсы на то, чтобы найти подход к дочери - обращайтесь сами на консультацию сюда, онлайн. Разберём, что в ваших силах.
С уважением, Суслова Елена,
клинический психолог.