спрашивает: Кристина (Краснодар)
Здравствуйте, мне 28 лет, и только сейчас я поняла что у меня большая проблема с уверенностью. Произошла ситуация, когда я полностью могу доказать собственную невинность, а высказать не смогла, стало страшно, и обидно, и огромная тревога. Что происходит понять не могу, откуда взялось это чувство. Раньше такого не было, всегда доказывала что права, и выходила победителем из любой ситуации!

Ответы и советы психологов
Практический психолог. Сертифицированный гештальт-терапевт. Аккредитованный член Общества практикующих психологов.
Сейчас психологической информации повсюду много, и она действительно помогает, когда у человека ещё нет решимости менять свою жизнь. Но без живого контакта с психологом иногда невозможно совершить реальные изменения. В своей работе я помогу понять, почему ваша жизнь складывается не так, как вам…
Здравствуйте, Кристина!
Если раньше у Вас получалось доказывать свою правоту, а в ситуации, о которой Вы пишете, не получилось этого сделать, значит эта ситуация чем-то отличается от всех других. Хорошо бы понять в чем это отличие (чувствовали ли Вы себя по-другому, был ли другой состав участников ситуации, каков был расклад сил в ситуациях где Вы-победитель и где Вы - затревожились и напугались?).
Если понять что произошло в упомянутой Вами ситуации, возможно удастся понять корень проблемы с уверенностью.
С удовольствием помогу Вам разобраться в этом вопросе. Приходите! Буду рада помочь.
Психолог
Здравствуйте, Кристина!
Конечно важно разобраться в причинах, что спровоцировало такую реакцию. Может страх последствий, может какая- то ситуация из прошлого. С уверенностью можно поработать, укрепить слабые стороны, мобилизовать сильные. Не сдавайтесь, обращайтесь за помощью!
Психолог
Здравствуйте, Кристина! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!