спрашивает: Нина (Москва)
У меня с мужем совсем разные взгляды на воспитание детей. Я за то, чтобы быть другом ребенку, а муж - авторитетным командиром.
На данный момент беспокоит конкретная ситуация. Дочь ходит на танцы, ей 5 лет. Недавно ездили на турнир, где она не получила призового места, а её подружка получила. Я с дочкой отнеслись к этому спокойно, есть к чему стремиться. Порадовались за подружку, подумали как можно улучшить результаты дочки и забыли) Но наш папа рвал и метал! Стал говорить обидные вещи дочке, типа : у подружки кубок, а у тебя дырка от бублика, не можешь запомнить два движения, я не собираюсь платить за два прихлопа три притопа, если в следующий раз не будет кубка- больше не будет танцев!
Было жутко обидно за дочь, она действительно старалась, с такой бодростью и радостью выступала. И вместо слов поддержки и приободрения, услышала такое, да ещё и в жёстком тоне... По мнению мужа чем то заниматься нужно только ради награды, иначе не имеет смысла.
У меня же совсем другая цель. Хочу найти интересное занятие для дочки, чтобы она всесторонне развивалась, умела общаться с другими детьми, понимала, что такое выступать на сцене и т.д. и т.п. Ну уж точно не для награды, это уже как бонус))) И тем более я не хочу развивать в ней чувство соперничества с лучшей подружкой, наоборот учу её радоваться победам других и стремиться улучшить свой результат.
Как это грамотно донести до мужа? Я понимаю, что у него может быть своя точка зрения, но зачем в такой грубой форме выражать её перед ребенком????

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Нина, это очень обидно и тревожно - когда вы выходили замуж за одного человека - а по прошествию нескольких лет он стал совершенно другой личностью - неадекватной, унижающий, жёсткий и грубый. Возможно  это связано с какими-то возрастными изменениями или манифестацией психиатрического заболевания? Поговорите с ним, спросите - может быть ему нужна помощь психиатра и поддержка психотерапевта - чтобы он так сильно не нервничал?
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Семейный психолог
Добрый день Нина.
Процесс и результат оба важны в жизни. А у вас с мужем полярные точки зрения что создает конфликт. Это происходит 1.из за типа восприятия - здесь у каждого свой 2.этот конфликт и ваш внутренний, где то вы противопоставляете процесс и результат - объедините - важно и то и другое, 3.показывайте ребенку целостное видение процесс хорошо, результат - хорошо, процесс с результатом просто отлично. То есть занимаемся - нравится, соревнуемся - медали, места.
В какой то степени ваш муж прав - хочет, чтобы дочь стремилась к результату. И он переживает, за раздражением в его словах скрыто волнение за нее, как она будет во взрослой жизни выдерживать конкуренцию. Форма высказывания это конечно минус с его стороны - надо разъяснять мужу как лучше переформулировать - вместо угрозы создать цель. А он как отец научил ее создавать цель - в игровой форме это для детей? А если не научил, то кого ругаем? Значит надо обучаться, стараться.
У вас в описании еще есть такое, что вы ставите в приоретет одно и исключаете другое, например, обучаю общаться мирно, но отрицаю агрессию, соперничество, словно вы не принимаете эти качества. Ищите точку баланса между сотрудничество - соревнование, поддержка - агрессия.
Договаривайтесь с мужем о способах воспитания. Ищите таланты и сильные качества, задатки у ребенка. на чем можно будет в будущем стоить и профессию.
Если будут трудности при воспитании млм споров с мужем, то можно обратиться за консультацией. оставляйте заявку.
Психолог
Здравствуйте, Нина! Это не просто его точка зрения - это его установки и убеждения  - и для него НОРМАЛЬНО требовать от дочери успехов, как вознаграждений ЗА ЕГО вложения! И это проявляется не только в этой ситуации. А в целом - дочь ведь постоянно сталкивается с такой оценкой со стороны отца, который требует от неё быть Лучше, сравнивает с другими.
Это может разрушить дочь. Поэтому, если Вы хотите помочь дочери, тогда стоит поговорить с мужем и вместе с ним обратиться к психологу! Вы не донесете свою точку зрения, так как Вы и муж видите ситуацию с разных сторон! Вы будете пытаться донести своё, а он - своё!
Психолог Психоаналитик Семейный терапевт
Нина, здравствуйте. Сложившаяся ситуация очень вредоносная, объясняется тем, что у Вашего мужа существуют определённые родительские установки, которые наносят дочери психологическую травму (речь идёт о психологическом насилии, абьюзе). К тому же, девочка в этом возрасте учится выстраивать отношения с противоположным полом, и это отношения с папой. Который должен быть внимательным, заботливым, любящим и поддерживающим дочь. На самом же деле, папа оказывает негативное влияние на формирование психики ребёнка: вселяет страх, неуверенность в себе, снижает самооценку, вызывает внутреннее напряжение и протест у ребёнка. Формируется модель взаимодействия с противоположным полом (критика, неуважение, непринятие, грубость, давление, унижение - это нормально). Чтобы девочка росла здоровой и счастливой, папе необходимо проработать свои деструктивные установки в отношении воспитания дочери и научиться быть добрым и любящим. Приглашаю вас на семейное консультирование. Записаться можно в моём профиле. С уважением Риорита Николаевна.