спрашивает: Лена (Воронеж)
Несколько месяцев назад умер родственник. Теперь боюсь смерти, боюсь, что однажды не буду чувствовать, думать, существовать вообще. Сейчас уже немного реже бывает этот страх, но от этого всего поднимается ком к горлу. В такие моменты делаю дыхательные упражнения. Я понимаю, что смерть неизбежна, но так страшно. Как быть?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Лена! Этот страх связан с тем, что Вы столкнулись со смертью и испытали в это время чувство беспомощности, бессилия и отсутствия безопасности. И именно Это и зафиксировалось — сцепка: чувство и образ. И сейчас, каждый раз вспоминая этот образ, Вы вызываете в себе эти чувства. Вы, своего рода, сформировали «условный» эмоциональный рефлекс. Если Вы хотите избавиться от страха, то предстоит разорвать эту связь, эту цепочку, чтобы при этом образе НЕ возникали эти чувства.
У страха две стороны: 1. объект, который мы видим и 2. то, о чем этот страх хочет нам сказать — о наших чувствах, что не хватает внутри чувства безопасности и именно его и нужно вернуть!
Психолог, Клинический психолог
Здравствуйте, Лена!
У страха смерти есть свой эволюционный смысл - он помог нашим предкам выжить путем избегания смертельно опасных ситуаций. Но он - всего лишь один из помощников в нашей жизни.
Стоит ли ему уделять львиную долю своего времени, или перераспределить это время на более интересные и полезные вещи?
Возможно сориентироваться вам поможет данная статья: https://psiholog.ru/cabinet_new/articles
Вы можете попробовать справиться со страхом самостоятельно, либо обратиться за помощью к спецмалисту.
С уважением,
Орест Н. Ковтун
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Лена.Когда Вы думаете о страхе,Вы делаете свою жизнь серой,и не интересной.А когда Вы Цените каждую секунду своей жизни,Вы ЖИВЕТЕ Качественно,Позитивно и Наполненно.Отсюда и выход-Если я себя ценю,то живу позитивно ,а не удручающе и серо.Тогда страхи уходят.Что бы ценность победила страх смерти,важно сотни раз вступать Ценности в поединки со страхами.Эффективнее это делать в личной терапии.Обращайтесь,если не справитесь.
Психолог-консультант
Добрый день, Елена.
В любой работе над страхами важно не устранить их, а принять. Как любое образование страх для чего-то нам был нужен, это что-то иногда оказывается настолько важным, что если устранить страх, то мы можем только навредить. Страх-как любой симптом- это приспособление к жизнненной ситуации. Нужно приручить страх, прийти к состоянию, когда не страх управляет вами, а вы управляете своими страхами.
Очень хорошо помогают в проработке проективные методики, арт-терапия, дыхательные практики.
Записывайтесь на консультацию, буду рада вам помочь.
С уважением, Комарова Кристина.