спрашивает: Алина (Москва)
Меня волнует состояние моей сестры (двоюродной). Ей 20 лет, с 15 лет самостоятельно живёт в Москве (сначала поступила в престижную школу с общагой, потом в ВУЗ). Сейчас её отчисляют уже второй раз (в первый раз удалось взять академ). И она ничего не хочет. То есть, вроде бы как ей нравится специальность. Но как доходит до дела - ничего не делается. На учёбу не ходила, на пересдачи не ходила. И так не только с учёбой, обещает/хочет что-то сделать - и не делает. В последнее время она как будто бы замкнулась (хотя кажется, что она была всегда такой, но в последнее время это усугубилось). Сама признаётся, что порой ей даже лень встать с дивана, чтобы поставить ноутбук на зарядку. Друзей у неё нет (по её же словам), мама умерла в её детстве, у отца новая семья. Говорит, что устала от Москвы и хочет жить с семьей (когда приезжает, живёт с бабушкой в основном), но с родными практически не общается и домой не торопится, хотя в Москве уже ничего не держит (живёт всё еще в общежитие). Как будто какая-то глубокая апатия у человека. При этом, когда мы с ней встречаемся она ведёт себя жизнерадостно, что-то планирует - но ничего из этого в итоге не делает. Я же со своей стороны не давлю на неё, просто общаемся. Общение инициирую всегда я - если не напишу, она тоже не напишет. Но от встреч не отказывается.
Можно ли как-то помочь в этой ситуации? Куда-то направить? Не затащишь же её к психологу насильно.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Алина! Вам хотелось бы помочь сестре, но Вы чувствуете своё бессилие, потому что не может взять и изменить сестру, верно? не можете заставить её пойти к психологу. Вы видите, что с ней что-то происходит, НО - помочь НАСИЛЬНО нельзя... Вы можете дать ей контакты сайта, например, чтобы она смогла сама рассказать о том, что с ней происходит, но, ответственность за её жизнь и будущее - на ней, а не на Вас. Вы можете поддержать, общаться, НО, направить её и изменить - нет...