спрашивает: Алиса (Казань)
С самого детства я видела плохие отношения родителей: ссоры, крики, драки. Моя мама терпела это очень долгое время из-за финансовых проблем. Вскоре отец начал пить и мой страх в отношении него сильно возрос. В 16 лет на новый год отец пришел сильно пьяный и избил нас с мамой. После этого мы переехали от него, но спустя время мама простила и мы снова стали жить с ним. Но ничего не изменилось, мой страх и плохие отношения родителей не пропали. В мои 19 лет мы с мамой окончательно переехали от отца. В связи с таким количеством стресса, я забросила учебу в универе, появилось много комплексов по поводу внешности, невозможности влиться в коллектив на учебе и боязнь быть одной, остаться без общения. В универе у меня не было подруг и мне было очень плохо одной, я чувствовала себя изгоем. Вскоре меня отчислили из-за пропусков. Я очень сильно испугалась реакции мамы на моё отчисление и знала что она будет сильно ругать меня, говорить неприятные слова. Не дожидаясь ее с работы у меня была попытка суицида, но мама пришла раньше и всё обошлось. Спустя вот 4 года, я так и веду затворнический образ жизни. Мне 22 года сейчас. Я редко выхожу на улицу, мне страшно заводить новые знакомства. Из-за этого я не могу найти нормальную работу. С мамой отношения ужасные. Я не могу с ней разговаривать нормально, ненавижу ее прикосновения ко мне, ненавижу когда она что-то спрашивает или говорит со мной. Я часто плачу когда одна и я не знаю как справиться с этим, что мне делать? Помогите, прошу

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Алиса.
Вам нужна терапия.
Из-за трудного детско-подросткового периода у Вас образовалось множество зажимов и блоков. Самостоятельно Вы их не снимите. Вам нужно разобраться со страхами перед отцом – отсюда страх отношений с мужчинами (внешности), а может и со всем миром (не возможности влиться в коллектив). Нужно разобраться с обидами на маму (за то, что она не смогла Вас как ребёнка защитить от страхов и ужасов Вашего детства).
В результате низкая самооценка, противоречия между желанием общаться и страхом общаться. У Вас очень много внутренней боли с которой Вы не знаете, что делать, от этого Вы и плачете.
Со всей этой бурей эмоций и чувств Вы самостоятельно не справитесь. Вам обязательно нужно найти себе психолога. Нужно многое отпустить, пересмотреть и разобрать.
Психолог
Здравствуйте, Алиса! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Алиса, здравствуйте!
Вы долгое время переживаете очень тяжелое эмоциональное состояние, находитесь в длительном стрессе. Это могло повлиять на возникновение депрессии или депрессивного состояния. Очень рекомендую обратиться за помощью к врачу психиатру или психотерапевту, чтобы исключить или подтвердить наличие депрессии и если нужно получить помощь медикаментозную. Работа с психологом также полезна будет.
Берегите себя, выход из этого состояния есть, надо только обратиться за помощью.
С уважением,
Елена