спрашивает: Татьяна (Краснодар)
Здравствуйте! Мне 47 лет, мужу 51 год. Вместе уже 28 лет. Двое детей, две дочери: 27 лет и 16 лет. Старшая дочь выросла спокойно, да и интернета тогда особо не было. Воспитывала практически сама. Муж был военослужащим, и общался с дочерью в свободное время или когда в отпуске. Я не придавала значение этому тогда. Когда родилась вторая дочь, то муж вскоре уволился со службы по выслуге лет. И с этого момента я узнала мужа какой он есть на самом деле. Он работать не хотел на гражданке, считал,что уже отработал своё, хотя ему на тот момент было всего 36 лет. С этого момента начались с ним частые конфликты и ссоры на этой почве. Это был 2006 год. Младшей дочери было 1,8 г. Я устроилась срочно на работу, лишь бы работать. Он оставался сидеть с младшей дочерью. Но часто мне названивал на работу, чтобы я поругала или сказала младшей что-нибудь, т.е не справлялся с воспитанием. Постоянно дочь отправлял ко мне. Он не работал примерно года 2. После очередной ссоры я решила,что если он не устроится на работу хоть куда,я буду разводиться. Спустя некоторое время он нашел работу. По-тихоньку стал втягиваться. В свободное время проводили вместе с ним и младшей дочерью: гуляли в парке, ходили в цирк, занимались доп.занятиями, играли вместе. Дочь росла и, когда начался переходный возраст в 12 лет, начались проблемы. Я когда ругала дочь за что-нибудь, он никакого участия не принимал, т.е любил оставаться в стороне, мы начинали ругаться на этой почве,что он молчит, он мог
сказать при детях замечание в мой адрес,мало стал общаться с младшей дочерью, о чем-нибудь разговаривать. Я ему всегда говорила и говорю,что при детях мы не должны что-либо говорить друг на друга. Т.е если мужу не понравится поведение дочери,то ему не хочется с ней ни о чем разговаривать, отстраняется от нее. Я ему всегда говорю,что как бы там ни было, ты должен любить ребенка какой он есть и общаться все равно. Сейчас младшей дочери 16 лет и все продолжается тоже самое. А это уже подросток,т.е тут нужно быть осторожными в словах. Он может сказать ей сгоряча в конфликте не подумав, обидное. И когда начинаем разбирать ситуацию, он считает,что все правильно делает или сказал.Т. Е у нас продолжаются разногласия в воспитании. Я постоянно ему говорю об этом,что нужно одинаково воспитывать. У дочери и так самооценка занижена, а он усугубляет еще. Он ей сказал,что заберу телефон за твое поведение и на улицу не пойдешь. Дочь ему ответила:" значит я выброшусь". Ребенок манипулирует, я считаю ему лучше надо было промолчать, а он ответил:" иди, иди тебя никто не держит", т.е ребенок это услышав, понимает, что значит отец ее не любит, что я ему не нужна..." естественно начался конфликт, попало обеим от меня, и мы поругались очередной раз с мужем. Уже прям разводиться хочу, надоело прощать и терпеть. Свою вину не хочет принимать, говорит,что не виноват ни в чем. Я хочу измениться, ищу какую-то постоянно информацию в интрнете, дочь ходила у психологу, а муж не хочет меняться. Что делать в такой ситуации?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
Муж не в состоянии осознать, что директивный подход, к которому он привык в армии, в семье не работает. Это можно легко изменить в терапии, если он осознает проблему и захочет поработать с психологом.
Но, поскольку он проблему не осознаёт, и работать с психологом не хочет, то выход один, и для вас самой, и для дочери. Вам обоим предстоит изменить своё отношение к его поведению.
Сейчас Вы обе исходите из того, что он понимает, что делает, и что он может этим управлять.
В действительности, повторяю, он не понимает, что его поведение травмирует близких людей и не может самостоятельно изменить своё поведение, потому что его привычки сильнее его. Представьте, что у вас дома живёт старый дедушка, который плохо слышит: Вы же не будете сердиться на него за это, не будете переживать по этому поводу, а просто приспособите своё собственное поведение под эту его особенность. Например, будете громко и внятно произносить слова...)
Я бы рекомендовал Вам месяц-другой терапии: она позволит, во-первых, выстроить правильное и эффективное поведение, которым Вы сможете затем поделиться с дочерью, а во вторых. осовить те приёмы, которые всё же подтолкнут мужа к осознанию собственной проблемы и работе над собой.
Так что обращайтесь - помогу )
Психолог. Клиент-центрированный подход.
Здравствуйте, Татьяна!
Вы пишете, что хотите измениться. Вопрос в том, для чего и что Вы хотите в себе изменить? Есть ли Вы хотите измениться, значит ли это, что в настоящее время Вас что-то в себе не устраивает? Татьяна, Вы пишете, что Вам "надоело прощать и терпеть": значит ли это, что прощать приходилось многократно и что-либо терпеть? В своем сообщении Вы отмечаете, что всегда говорите супругу свое мнение, пытаетесь донести свою позицию. Можем ли мы здесь говорить именно о терпении или речь скорее о том, что Вас не слышат? Татьяна, Вы говорите о разводе, при этом наверняка в Ваших отношениях с супругом были и остаются какие-либо чувства, которые придавали Вам силу "прощать и терпеть". Что сейчас с этими чувствами?
Татьяна, ответ на вопрос "что делать в такой ситуации" Вы можете сформулировать для себя, для начала сознательно ответив на вышеперечисленные вопросы. Если Вам понадобится объективный взгляд на обстоятельства и свое отношение к ним со стороны - Вы всегда можете обратиться за индивидуальной консультацией психолога.