спрашивает: Дана (Москва)
Здравствуйте. Как проработать сильную, накопившуюся на протяжении многих лет обиду на родителя ? Сейчас хочется всё отпустить, забыть, но всё равно не получается как ни в чем не бывало нормально заговорить, простить и нормализовать отношения. Очень нужен совет специалиста.

Ответы и советы психологов
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Дана, здравствуйте.
Вы верно написали- как проработать? А для того чтобы именно проработать, нужен специалист, а не его совет.
Обида копилась многие годы ( с Ваших слов), а это значит, что нужны будут не просто техники, а работа в том числе и с детским травматическим материалом. Ведь причины обиды как сложного чувства в котором есть и гнев, и страх, и желание быть нужной, и привлечь внимание, лежат глубоко и в процессе терапии выйдут все вышеперечисленные чувства, причем они будут направлены в том числе на психолога, как на замещающую родителя фигуру. И все это, будет нужно и важно для того чтобы стать не просто проработать обиду, а научиться быть в контакте со своими чувствами и проживать их в дальнейшем в здесь и сейчас, оставляя лишь легкую грусть, когда что-то идет не так.
Обращайтесь, будем работать.
С уважением, Елена
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Добрый день!
Дана, чтобы эмоции не выплёскивались на родителей и не разрушали бы ваши отношения с ними я рекомендую заручиться поддержкой психоаналитика. Я могу вам помочь, много работаю с подобной проблематикой. Рекомендую вам почитать уменя  на сайте в разделе "книги" первую в списке, как раз про "обиды на родителей":
http://psy-therapist.ru/content.php?r=11-Books/
Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Добрый день!
Это вполне стандартный запрос для терапии. Я наиболее эффективным для такого запроса считаю когнитивную терапию. Она позволяет пересмотреть собственные ошибочные убеждения, а обида - это следствие серьёзных когнитивных ошибок.
В принципе, уже месяц-другой дадут устойчивую позитивную динамику, так что обращайтесь - помогу )
Психолог
Здравствуйте, Дана! Обида - это чувство бессилия и беспомощности, несправедливости, которое осталось внутри Вас, оно родилось, когда Вы были ребёнком. И чтобы проработать обиду, нужно проработать те ситуации, когда она возникала. Забыть не получится, отпустить тоже, но важно разобрать их для себя, обрести чувство защищенности и безопасности и тогда уже Вы сможете увидеть и родителей со стороны и увидеть себя в отношениях с ними более защищенной и тогда сможете выстраивать отношения на той дистанции, которая будет безопасна для Вас.
Обида внутри Вашего внутреннего ребёнка! и именно его и нужно излечить...
Дана, я работаю с аналогичными проблемами - если решитесь - можете смело обращаться ко мне - работать можно и дистанционно - буду рада Вам помочь!
Психолог. Клиент-центрированный подход.
Здравствуйте, Дана.
То, что не получается просто "отпустить, забыть", просто "заговорив, простив и нормализовав отношения" - как ни странно, нормальное. Вы справедливо отмечаете в вопросе необходимость проработки обиды. К сожалению (и к счастью, кстати, тоже), родителей не выбирают. При этом Ваша обида может быть результатом не прожитых когда-то чувств, не испытанных эмоций, не сказанных обращений. Для этого могли быть различные обстоятельства, в том числе запрет себе разочаровать родителя, не оправдать его ожиданий, страх расстроить его или причинить ему боль. Как правило, люди, обладающие чувствительностью (=человечностью), в своих взаимоотношениях с родителями, окружающими, дабы не причинять эмоциональной боли окружающим, выбирают стратегию запрета себе выражать эмоции, высказывать мнение, говорить о своих чувствах и интересах. Это ни хорошо, ни плохо - это нормально, поскольку речь идет о переживании за родного человека. Другой вопрос, что в такой ситуации все эти невыраженные эмоции, невысказанные чувства копятся в душе, такому человеку кажется, что его не слышат, не понимают, не реагируют, обида увеличивается в геометрических размерах. Дана, не зная конкретных обстоятельств Вашей ситуации, невозможно точно сказать, что Ваша обида сформировалась именно так, это всего лишь  один из вариантов формирования описанной Вами ситуации.
Тем не менее, чтобы проработать обиду, важно понять причины, осознать те обстоятельства, которые ей поспособствовали, осознать, какие чувства к родителю, помимо обиды, есть сейчас, какие чувства родитель проявляет к Вам; подумать, могла ли та обида быть нанесена родителем по неосторожности, неопытности и прочему... Дана, разобраться в этом Вы можете в безопасных и конфиденциальных условиях на индивидуальной консультации психолога.
Психолог
Здравствуйте, Дана!
Можно проработать обиду на родителя, можно отреагировать те эмоции, которые до сих пор не отпускают Вас и тогда отношение к ситуации поменяется. Однако, здесь нужна работа с психологом индивидуальная.
выбирайте психолога. Можете обратиться ко мне, я работаю по видеосвязи , контакты есть в моей анкете.
С уважением,
Елена
Клинический психолог, психотерапевт, Транзактный Аналитик
Здравствуйте, Дана!
Этот вопрос очень глубокий, экзистенциального уровня. К сожалению, человек так устроен, что нельзя просто взять отпустить и забыть. Что бы нормализовать отношения, для начала придется отгоревать утрату, невозможность получить достаточно хорошего родителя, и пройти все стадии горевания от отрицания до принятия. И именно тогда Вы сможете посмотреть на родителя не через призму прошлого, в увидеть его настоящим со всеми изьянами и уязвимостью. Работа очень большая и сложная. Это хороший запрос на долгосрочную терапию. Удачи Вам!