спрашивает: Ксения (Саратов)
Здравствуйте! Меня зовут Ксения, замужем, есть дочь 2,5 года. Живем отдельно от родителей, но меня беспокоит такая ситуация - это свекровь, я и дочка. Всё дело в том, что когда мы приезжаем к ней в гости, она ведет себя так, будто я для неё пустое место: может не здороваться например, но самое неприятное это то, как она себя ведёт с внучкой - она просто всё спрашивает у неё, хотя я стою рядом и говорю, что нельзя или не надо, свекровь просто это игнорирует и опять тоже самое спрашивает, добиваясь, что дочка согласится в угоду ей, несмотря на мой запрет. Т.е. мои слова вообще не в счёт, это как так?! Я ведь мама. И так во всём. Вот ещё пример: дочь прыгала на батуте и падала, я стала её держать, но тут же свекровь начала говорить: отпусти маму и прыгай сама, я говорю дочке, что не надо и свекровь опять тут же говорит: прыгай сама, не держись за маму. Стала замечать, что она говорит дочке такие фразы как: "Да ну её эту маму", " Вот молодец и без мамы справилась". Мне всё это очень неприятно и обидно, я считаю это неуважением. Помогите советом как прекратить такое поведение свекрови.

Ответы и советы психологов
Психолог
Ксения, здравствуйте!
Вы верно задаетесь вопросом о том, как прекратить такое поведение свекрови. Сейчас вы оказались в таком положении, что свекровь показывает свое отношение через ребенка, конечно, это не приятно. У вас получается что-то наподобие борьбы за власть на ребенком , за воспитание ребенка и за ее внимание. Свекровь понимает, что Вы мама, но находит ухищрения, чтобы показать, что и она может управлять Вашим ребенком.
Может даже быть такое, что делает она это неосознанно. Но ведь дело не в ее мотивах, верно? а в том, что это плохо для ребенка и это нарушает Ваши границы и плохо для Вас.
Значит , нужно показать свекрови свои границы. Хорошо бы с ней договориться, чтобы вы в воспитании ребенка были заодно. Пояснить ей, почему не стоит чтобы два взрослых говорили девочке два противоположных мнения. Ведь в таком случае, у ребенка не будут формироваться авторитеты и не будет формироваться уверенность в. том, что взрослые знают, как поступать.
Но не всегда есть возможность договориться, тогда нужно говорить четко и не своему ребенку, а свекрови. обращаться по имени и отчеству и пояснять, почему нельзя прыгать на батуте без Вас, пояснять, что вы мама и несете полную ответственность за свою дочь и точно знаете , как для нее лучше.
И чтобы легче было отстоять свои границы, Вы можете обратиться ко мне на онлайн консультацию, мы определим, в какие слабые ваши стороны свекровь попадает, когда так себя ведет и почему трудно пресекать ее "воспитание" и укрепим их.
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте, Ксения! Проблема в том, что Вы НЕ измените свекровь. Вы чувствуете своё бессилие, потому что свекровь обесценивает Вас при дочери, а Вы молча это принимаете.
Вы можете вернуть себе контроль над ситуацией, но не тем путём, чтобы пытаться изменить свекровь, а чтобы выстроить ту дистанцию в отношениях  с ней, которая комфортна Вам. Вы принимаете такое её поведение, слышите, но молчите - тем самым показывая и себе и ей, что готовы это терпеть. Вы боитесь провести границы и озвучить то, что Вы - мать и что Вы отвечаете за ребёнка. Что Вам не приятно слышать, когда она обесценивает Вас. Что обращаться по поводу того, что можно ребёнку , а чего нельзя - нужно к Вам, а не к ребёнку. Если она не слышит, не хочет слышать, тогда выстраивайте ту дистанцию, которая Вам комфортна. Вы можете не ездить к ней, или приезжая, проводить границы, обращаясь к ней.