спрашивает: Елена (Москва)
Добрый день! Лена, 33 года, замужем, детей нет. Много лет работала журналистом, но потом поняла, что это не совсем моё. Думаю, что привлекал статус - я была главным редактором газеты. Я ушла с работы и возник ступор. Куда идти? Просто работать ради денег не хочу. Спасибо мужу, пока есть возможность рефлексировать на эту тему.
Хочется быть реализованной там, куда тянется душа. С детства люблю петь и вообще люблю музыку. Несколько лет назад просто для себя пошла на вокал, мне очень понравилось. Я впервые призналась себе в том, что хотела бы быть музыкантом (скорее всего). Параллельно учусь на гитаре, на барабанах. Даже написала несколько текстов песен и музыку к ним. Я бы относилась к этому как хобби, если бы внутри не хотела сделать это своей профессией. Но есть большое НО: я дико боюсь показывать своё творчество людям (песни слышали пару самых близких человек), я даже под гитару стесняюсь петь, не говоря уже о сцене. Мозгом понимаю, что вряд ли когда-нибудь решусь на что-то серьезное, на продвижение себя и своих песен, и, конечно, буду об этом жалеть. Куда двигаться в таком случае я тоже не понимаю. Музыка засела во мне, делать больше ничего не могу и не хочу, и в итоге я ни туда, ни сюда. Просто тупик. Что в такой ситуации можно предпринять? Как разобраться в себе?
Спасибо!
P.S. О детях тоже думать не могу, т.к. я очень хочу сначала наметить для себя хоть какой-то путь. Не хочу повторить ошибки своей мамы, она так и не смогла реализоваться в жизни.

Ответы и советы психологов
Психолог
Так иногда бывает, на поиски своего места в жизни могут уйти годы. Для определения своей склонности к тому или иному типу работы существуют тесты профориентации. Тест и дальнейшую стратегию лучше обсуждать со специалистом. Обращайтесь.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Как разобраться в себе? Спасибо! P.S. О детях тоже думать не могу, т.к. я очень хочу сначала наметить для себя хоть какой-то путь.
Добрый день Елена!
Есть одна характерная ошибка, с которой люди в подбных ситуациях сталкиваются. Можно "до самого  конца"  - "намечать и намечать путь - так и не сделав по нему  ни одного шага".
А можно начать ходить в психотерапию, заручиться поддержкой - и постепенно пробовать делать шаги. Смотреть  - где что получается, обсуждать почему что-то может не получаться. Иногда  подобное  ощущение "потерянности" может быть связано с "отсутствующей" отеческой фигурой - когда  отец отсутствовал физически или психологически и не давал своей дочери столь важной поддержки. Недаром  ведь во  многи культурах под венец девушку  ведёт её отец. И в такой ситуации имеет  смысл поработать с психоаналитиком-мужчиной.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Главное сейчас - помочь вам не увязнуть на распутье, чтобы тот "кризис" (смысла) в котором вы сейчас оказались не растянулся в 10-15 - летний продолжительный "кризис середины жизни" (как это у некоторых к сожалению случается и годы проходят впустую).
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте Елена!
Очень рада вашему письму - чувствуется что вы человек интересный и поэтому вас увлекла музыка. Вам просто не хватает информации на эту тему . Искать себя можно всю жизнь и дети ксчтати не всегда помеха. Можно и с ними жить творчески и счастливо. Это раз. Второе для реализации в творчестве и музыке конкретно есть море профессий и возможностей, где не надо выходить на сцену, хотя я не отнимаю у вас этой перспективы. В целом я предлагаю вам прийти ко мне и мы вместе найдем для вас несколько интересных путей и вы сможете по настоящему реализоваться. Не теряйтесь и и не бойтесь, у вас все прекрасно, просто нужна поддержка и новый опыт. Приходите на консультацию по Скайпу или по видео на сайте Психолог первая консультация для знакомства бесплатна. Это будет интересно Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог
Здравствуйте, Елена!Похоже, что дело вовне не в том, что Вы не знаете по какому пути идти, а  втом, что Вы боитесь быть собой!
Вы боитесь быть собой, потому что боитесь реакций других людей, воспринимаете их, как отвержение себя.Вы начинаете чувствовать себя незащищенной, беспомощной перед ними, что они смогут Вас критиковать, отвергать, так как Вы не можете выстроить между собой и ими границы.
Вы боитесь быть отвергнутой, боитесь критики, оценки, потому что на самом деле Вы уязвимы!
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на них, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Елена.Довольно ,сложное у Вас внутриличностное состояние.Даже,если Вы нашли себя в музыке,то,что бы стать на этом поприще заметной и значимой,как редактор,важно активно фонтанировать,и уж точно,любить сцену и позиционирование своей оригинальностью подачи себя и песни.Если это Ваш путь,важно преодолеть ложный стыд и неловкость и включать всю себя в это дело.Отдаваясь в полную свободу творчества.Но,может оказаться,что,попробовав,Вы почувствуете,что сцена так же ,не Ваше,если раскрепощенности и открытости не произойдет.Важно себя постигать,ответив на главный вопрос своей идентичности-КТО Я И ЧЕГО ХОЧУ.Идентичность формируется в раннем детстве родительскимм вниманием и наставничеством.А не грубостью,ограничениями,окриками и давлением родительской опеки.Идентичность формируется бессознательно.Я вижу ситуацию такой,что ,что бы Вам себя теперь раскрыть(вдогонку к Вашему детству),нужна серьезная личная терапия,например,с психоаналитиком.Разговорная и,даже,певческая.Что бы ,именно в терапии Вы открывали свои возможности,открывали себя и преодолевали травмы,полученные в детстве.С учетом длительной терапии Вы смогли бы выстроить и открыть свою идентичность,принять себя новой,иной,чем сейчас,и определиться с вектором дальнейшей жизни.Терапия заменяет счастливое детство(помогает пройти этот путь заново),поэтому,открывает таланты заново(все то,что не было открыто личностью своевременно).И,если окажется,что петь и быть композитором-тоже не Ваше,то откроется что-то другое Ваше,что упоковано в таланты,пока зашифровано и ждет своего часа на дне личности.Обращайтесь,смогу помочь.