спрашивает: Елена (Екатеринбург)
Добрый день) Хотела бы узнать, нужно ли работать с ситуацией, когда не было отношений с противоположным полом в 23 года? Просто не хочу, чтобы к 30 годам я прошла точку, когда невозможно уже что-то изменить).
Примерно лет до 19-20 мне вообще не были нужны отношения, т.е. занималась получением образования, что занимало много времени и не очень-то хотела, чтобы мое время занимал кто-то еще. Были знакомства с мужчинами в разное время, однако, как потом оказывалось (когда я находила их в той же соцсети), что у 1 была девушка, другой был вообще женат, а третий отходил от расставания и не мог забыть девушку (просто искал замену и повысить свою оценку). В общем к отношениям со мной никто из них не был готов. Возможно, что еще мое время не пришло и т.д., но зачастую к каждому знакомству я отношусь как "Наверное, это оно" (у меня начинается дрожь, когда я жду сообщения от понравившегося парня или если он долго не отвечает), но более близкого общения не происходит, только излишне извожу себя (парням я, разумеется, этого не показываю). В одно время (1.5 года назад) с целью проверить, может ли парень вообще полюбить меня (после тех неудачных знакомств самооценка пошатнулась), решила это проверить на парне, который на 3 года был младше меня ("ну неужели даже парня младше не смогу заинтересовать?"). В чем это выражалось: мы проводили много времени вместе (я и он в тот момент жили в общежитии, поэтому он мог прийти в почти любое время), я ему помогала, делала подарки и т.д. По его поведению мне тоже казалось, что я ему нравлюсь (зачем приходить парню к девушке, которая ему не нравится?), как потом выяснилось, своим ребятам, с которыми он жил, он говорил, что у нас интимные отношения и т.д,, что очень больно ударило по мне (я видела их взгляды на меня, их ухмылки и т.д.), а так как я к интимным отношениям отношусь очень ответственно, мне было очень неприятно. С тем парням я сразу прекратила все отношения, больше он ко мне не приходил. Около 3 месяцев я переживала, поскольку по настоящему привыкла к нему, плакала, но о временем все прошло .
Сейчас, когда я снова задумываюсь об отношениях, мне очень грустно. Ведь были и другие парни, кто приходил ко мне часто, с кем мы разговаривали и т.д, кто просто хотел быть рядом. Почему они ничего далее не продолжали (на мой взгляд, парень задает направление отношениям). И да, на 1-3 курсах мне очень нравился зам. директора факультета (при виде его все дрожало внутри), он действительно симпатичный мужчина (старше меня на 12 лет), в форме- наверное, по типажу мой идеал. Я была настолько уверена в себе (или это просто было показательно?), что отправляла ему сообщения (не любовного и интимного содержания, но показывающее, что я в нем заинтересована, например "Почему для диссертации Вы выбрали эту тему? А можете мне ее отправить?" и т.д. По моему поведению, он видел, что нравится мне, но благодаря своему чуткому отношению никак не задевал меня и не подогревал к себе интерес. В итоге все сошло на нет).
Наверное, неправильно, говорить, что я выбираю недоступных мужчин и т.д. поскольку я их по большому счету не выбираю (про девушку и жену тех, с кем знакомилась, я узнавала после, а так, конечно, наше бы знакомство не состоялась, поскольку строить отношения с несвободными мне не нужно). Конечно, мужчина мне должен нравится (внешне, характером, отношением ко мне), но направление и продолжение развития зависит от него.
Про семью: папа умер, когда мне было 3 года, воспитывалась мамой. В мои 5 лет она начала жить с мужчиной, которого она очень любила и который ко мне хорошо относился: делал со мной уроки, ходил со мной гулять- он любил меня, я тоже хорошо к нему относилась. Примерно в мои 12 лет они расстались (как выяснилось, он изменял маме), мама очень переживала, я ей помогала пережить этот момент. Как таковое меня их расставание не коснулось (я, видя, что их отношения стали напряженными, тоже начинала конфликтовать с ним), а особое расстройство мамы на тот момент не понимала. Только через 5 лет (мне 17) мама смогла найти себе мужчину, который мне не понравился. Однако, видимо, мама боялась остаться одна, поэтому меня не очень слушала. У нас начались конфликты по этому поводу да и вообще по разным ситуациям, было время, когда мы совсем не общались (только "привет" и "спокойной ночи"). Затем мама забеременела и чтобы не отвлекать меня от учебы криками маленького ребенка (я очень любила учебу и училась отлично), они решили переехать в другую квартиру, которую он купил. Наша квартира и его новая были в разных районах города. Меня только спросили "Поедешь с НАМИ?", Я ответила "Нет" и осталась жить одна (сейчас пишу это и плачу, видимо, это очень существенно задело меня). Помню, когда закрывала дверь, когда они уходили, старалась держаться, чтобы не расплакаться при них, а когда они ушли просто плакала. Мама приезжала каждую неделю с маленькой сестрой (готовила мне еду, убиралась и т.д.), но все равно жили они отдельно! Наверное, эта ситуация повлияла на меня тем, что когда я знакомлюсь с новым парнем, я стремлюсь проверить не врет ли он мне, не обманет ли и т.д., поскольку на самом деле боюсь, что я полюблю, а кто-то обманет меня, будет делать вид, что любит, а на деле нет. Поэтому я пытаюсь заметить и истолковать каждый шаг молодого человека (ответил через столько-то, написал то-то и т.д.)
Есть ли с чем здесь работать? И нужно ли это в данной ситуации? Благодарю

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Елена.Очень сочувствую.Для двадцати трех лет у Вас вполне нормальные взаимоотношения и ничего поспешно строить не стоит.Но,Ваши рассуждения указывают,что тревоги сближения с мужчиной(недоверия к себе и к нему),хватит на трех девушек.А это указывает на невроз,который будет Вас сопровождать и в тридцать и в сорок лет.Ваши ошибки-недоверие,сильная самокритика,сильное,неуместное чувство вины,зависимость от чужого мнения,обесценивание себя,тревога и страх совершать ошибки,неумение жить Здесь и Сейчас.Большую часть времени Вы проводите в анализе,а это,к сожалению,выбивает Вас из реальности,из потока,так как,Вы предпочитаете застой и стагнацию.Все дело в детстве,где доверие к мужчинам не состоялось,а со строгой и контролирующей мамой не состоялось принятие себя ТОЛЬКО ХОРОШЕЙ.Поэтому,что бы качественно построить личную жизнь,важно реконструировать Вам свою ценность.Принять себя светлой,классной,драгоценной,любимой не только перед зеркалом,но и перед мужчиной.Вы не сможете ошибиться после этого в мужчинах,та как,во первых,перестанете их идеализировать,во вторых,будете их тестировать по подобию Вашего отношения к самой себе(Если я к себе отношусь превосходно,то это же умение я буду ценить в нем).Таким образом,у Вас всегда будет образец выбора-ВЫ САМИ ДЛЯ САМОЙ СЕБЯ.Мама Вам этого образца не дала.Поэтому,если хотите убрать тревогу и страхи из себя навсегда,обращайтесь на разговорную психотерапию.Я специализируюсь в этом направлении и смогу помочь.
Психолог
Здравствуйте Елена!
Мне очень понравилось ваше письмо, серьезное и подробное. Мне кажется вы можете прийти на консультацию не с конкретной проблемой - нет мужчины и я не понимаю почему - а просто чтобы стать свободнее и уверенней и перестать циклиться на этой проблеме. Видимо то, что вы напряженно ждете чувствуется парнями ( а я это почуствовала) и они видят в вас некую собственницу. Это не годится для отношений в которых вначале есть изюминка, интерес и загадка и много счастья от общения. Мне бы хотелось вас научить легкости и понимания настоящих и счастливых отношений. Приходите на консультацию по Скайпу - первая консультация ознакомительная и бесплатна и вам станет более понятным мое предложение. Вы так ничем не рискуете, а наоборот приобретаете. Жду вашего письма и решения