спрашивает: Лена (Москва)
Здравствуйте! Мой старший сын рожден от первого брака. Сейчас ему 12.Его отец видел его всего раз в жизни и в воспитании не участвовал и не участвует. И я этого сама не хочу, потому что, как оказалось, этот человек не способен нести ответственность, очень эгоистичен и думает только о себе. Я не хочу и не хотела никогда травмировать ребенка общением с ним ( а раньше бывший изъявлял такие желания - сегодня хочу общаться с сыном- завтра не хочу и т.д. в том же духе). Сына я с рождения воспитывала одна до 5 лет. Потом вышла замуж за хорошего человека. Сын считает его отцом. Я как-то пыталась объяснить ему разницу в фамилиях, но ребенок так ничего и не понял. У нас растет еще и младший. Ему сейчас 5. Старший с рождения его нянчит - сам с ним играет, сказку расскажет, порисует с ним, буквы показывает, водит гулять. Его можно оставить с ним - он его и покормит, и умоет, и в туалет сводит. Это с раннего возраста. Ноо.... меня просто порой он( старший) безумно раздражает. Это началось еще до младшего. Я очень темпераментная. Раздражает то, что он делает из раза в раз то, за что уже был наказан. Постоянно забывает вещи в школе, теряет принадлежности, ест в постели ночью, пачкая ее. Может спать на сбитом постельном - прям на голом матрасе, и не поправит. Его глаженые рубашки и брюки валяются под стулом, хотя знает, что нужно их убрать в шкаф... пусть неидеально повешены, но повешены! Может неделями не стричь ногти - хотя там уже... при этом ходит с вечно грязными руками - они списаны ручкой, прям истыканы стержнем, ногти с черной каемкой... Может прийти с улицы в мокрых ботинках и, не сменив носки, залезть на диван.и так весь лень проходить! То что он ходит в грязной кофте, допустим, его не волнует. В общем, катастрофа. Он все время говорит, что так не будет делать, но на следующий день то же самое. И когда спрашиваешь, видя тот же косяк, а не забыл ли он чего, сын даже не понимает о чем речь. Учится он на тройки и четверки, хотя я, как учитель, понимаю, что проблема не в незнании, а в оформлении - грязно, тут забыл подписать, там забыл... Я подозреваю, что у него дефицит внимания.Стараюсь воспитывать так,, чтоб развивался.Спортивные секции ( где на соревнованиях и городских и районных всегда первые места), ни компьютера ни планшета, чтение, обязанности по дому ( он их выполняет, но не всегда без косяков, конечно), режим.Могу сказать, что в своем возрасте он делает те дела, о которых его ровесники и не имеют представления). Но меня раздражает эта его резкость движений ( все опрокидывается, ломается, срывается,, падает) обещания, невыполнение обещанного... Я не знаю, как бороться со своей реакцией... ведь когда он косячит в очередной раз по одному и тому же, меня просто выворачивает...Муж, всегда спокойный, и сам порой ее может сдержаться... А сын после очередной нотации и стояния в углу спустя несколько часов делает то же... и я понимаю, что он действительно не контролирует себя в этом. Но как мне справиться с эмоциями? Я ведь могу оттолкнуть ребенка от себя...

Ответы и советы психологов
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Лена, здравствуйте.
Вы пишете о дефиците внимания, но при этом пишете про секции. Секции, это не про внимание, а про развитие.
Вы много пишете про наказание, но совсем ничего про теплую заботу и любовь...
То, что происходит, вполне может быть для привлечения Вашего внимания. Конечно он получает не то внимание, которое ему действительно нужно, но хоть в виде наказания...
Вы пишете про раздражение на ребенка, но посмотрите вокруг и Вы увидите, что раздражение есть не только на него. Что-то в Вашей жизни, явно идет не так как Вам хочется... Ваше психическое пространство заполнено раздражением в котором конечно же есть агрессия (раздражение без агресии не возможно). И его корни идут куда глубже, чем то как ведет себя ребенок.
Вы не задаете вопроса- что делать... Возможно Вы хотели только выговориться и получить какую-то обратную связь...
Но, если Вы хотите изменить то, о чем написали, то это уже запрос на личную терапию. Причем по хорошему и Вам к психологу и сыну, причем к разным психологам.
Когда у детей проблемы, особенно в общении с родителями, источником всегда являются родители. Родители чье психическое пространство содержит много не решенных проблем. Но, это не означает, что нужно себя винить. Если будете себя винить, то ребенок еще и вину себе присвоит, либо наоборот станет манипулятором. Вы не виноваты, в том что проиходит с Вами и тому явно есть множество причин. Главное разобраться с тем, что происходит, чтобы кроме отношения с сыном не вылезла еще и психосоматика.
Решитесь работать над собой, обращайтесь.
На первую встречу, можно прийти вместе с сыном.
С уважением, Елена.
Психолог
Я Вам сочувствую, реакции спонтанны Ваши и самостоятельно их вредли возможно изменить.
Ваши отношения с сыном очень важны, и хорошо, что Вы задумались об этом.
Конечно, одергивания и декларативность не помогают, а скорее мешают ребенку, усугубляют ситуацию.
Стоит разобраться с собственными реакциями и болью внутри себя от его поступков. Тогда, как правило, и детки начинают вести себя иначе, когда взрослые могут действовать не под эмоциями, а адекватно ситуации - наилучшим образом для всех.
Эмоции всегда плохо влияют на наши поступки.