спрашивает: Татьяна (Москва)
Доброго времени суток. Помогите, пожалуйста, разобраться со своими детскими травмами. Сейчас я уже взрослая, работаю, есть ребенок (дочь, 1 год). Работа нравится, от работы получаю огромное удовольствие. Но иногда накатывают эмоции негативного характера, связанные с детскими и подростковыми травмами. Детство и отрочество было у меня в основном хорошее, счастливое. Родители воспитывали в большой строгости, довольно жестко, но тем не менее 95% воспоминаний из детства и школьных лет исключительно положительные. Но оставшиеся 5% воспоминаний удушающие, когда накатывают, то очень нехорошо на душе. Примеры негативных воспоминаний: 1) в школе каждый год проводили мед.обследование. Однажды окулист мне сказала, что у меня начинает падать зрение и нужно с мамой сходить в поликлинику, чтобы выписали очки. Мама всегда говорила мне: «Только попробуй, только посмей, если кто-то из врачей или учитилей скажет что-нибудь про тебя, про учебу, про здоровье». Зная это, зная строгость родителей, я очень сильно боялась сказать, что у окулиста возникли вопросы по поводу моего зрения и что нужно будет выписать очки. К этому разговору долго готовилась, продумала тактику поведения. Мама тогда пришла с работы, я начала перечислять сначала достижения и успехи (вымытую посуду, выученные уроки, пятерки и четверки), а потом сказала, что мне очень сильно стыдно, но нужно будет сходить к окулисту и выписать очки. Был скандал страшный. Дело в том, что зарплата у мамы была крошечная, денег с трудом хватало на самые необходимые нужды, и каждая незапланированная трата денег сильно ударяла по семейному бюджету. Мама была в гневе, начала меня обвинять, говорить, что денег и так нет, а я добилась того, что нужно будет заплатить за платного окулиста, так как нашему районному мама не доверяет, и к тому же очки дорого стоят. Постоянно меня оскорбляла в этот период.
2) аналогичная ситуация была со стоматологом.
Сейчас у мамы иногда проскальзывают в мой адрес такие выражения как «Позорище». Я прошу прокомментировать это. Она говорит: «Ну сказала, и сказала, что к словам придираться ?». Но мне очень сильно обидно.
3) в детстве и школьные годы у меня, как у любого подростка были увлечения. Скажу сразу – не курение, не алкоголь, не наркотики, не игровые автоматы. Просто обычные подростковые увлечения – музыка любимых рок-групп и т.д. С интересом всегда смотрела молодежные передачи (тогда не было интернета). Маме ничего не стоило сказать, чтобы я выключила телевизор, так как это пустая трата времени, лучше бы я полы вымыла. Помощь по дому я старалась оказывать и честно, добросовестно старалась заслужить свое право посмотреть эти передачи, погулять с друзьями. Но мама, если у нее были на работе проблемы, с деньгами проблемы срывалась на мне. При этом никогда не говорила прямым текстом: «Вот у меня проблемы, мне нужна разрядка, поэтому я сейчас покричу на тебя, назову некрасивыми словами, или скажу про твои многочисленные кассеты с песнями рок-групп, что это пустая трата денег или про постеры». Но когда срывалась, виноватой делала меня. Часто била. Скажу честно – ни разу мне не было причинено ни единой травмы физической, никогда мама не била так, чтобы потом только к врачу. Все ограничивалось небольшими синячками (в самом худшем случае) или чисто психологической травлей, когда рукоприкладство носит психологический характер. Иногда я говорила, что если у нее проблемы, я в этом не виновата. Тогда мама могла ударить по лицу, часто очень била по губам. Все эти меры носили в основном психологический характер.
4) сейчас пытаюсь выйти на диалог. Прошу признать. И я готова в случае признания простить. Но опять получаю по физиономии.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Татьяна, бессмысленно пытаться "заставить вашу маму быть нормальной, тёплой и заботливой мамой" - такой, какая она была вам нужна.
Но в то же время у вас есть непроработанные детские травмы, которые не дают вам нормально жить. И - их необходимо проработать в психоаналитической терапии.
Почитайте у меня на сайте в разделе "книги" как минимум самую первую в списке, многое там - как раз про вас и вашу ситуацию:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=11-Books/
Постарайтесь найти возможность для очной работы. Если хотите - я мог бы вам помочь!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог-психоаналитик
Здравствуйтее,Татьяна.Да,детские травмы у Вас есть. Они ухудшают самооценку.Но,если,при этом,они Вам не мешают,то пусть и будут.Если мешают жить,если Вы хотите стать более свободной личностью,более самостоятельной,более смелой,спокойной,гармоничной,без самокритики и подавленности,то важно все,что Вы написали проговорить с психологом.Так как,когда человек снова проживает детские травмы(актуализация травмы в виде катарсиса),это травмы уходят,и часто навсегда.Это поможет и отпустить и начать жить,не обращаясь к траматичным воспоминаниям детства.Более того,отпустив травмы,Вы сможете стать и сильной и не зависимой от мамы сегодня.Поняв это,мама уже не решится бить Вас по губам.Так как,станет Вас уважать и опасаться.Но,можно все оставить по прежнему.Если хотите измениться и отпустить,важна работа с психологом,длительная,в виде личной терапии.Если захотите избавиться и выстроить новую ценность,обращайтесь.Я так же работаю в этом направлении и готов помочь.
Психолог
Татьяна, здравствуйте!
то что Вы описываете, это действительно, психологические травмы, часть из них Вы помните, а часть могут быть вытеснены. Татьяна, Ваша мама вольно или не вольно, нанесла Вам психологический вред. Можно от этого вреда избавиться, для такой работы есть даже специальные техники, например, в таком направлении психологии, как Эмоционально образная терапия
Работу можно провести как лично, так и по скайп. Можете записаться ко мне на онлайн консультацию, буду рада помочь
С уважеием,
Елена
Психолог, психотерапевт, гештальт-терапевт
Татьяна, здравствуйте!
Читая Ваше сообщение, первое, что у меня появляется, это сочувствие к Вам и Вашему детскому опыту отношений с мамой. Кажется, за 5 % удушающих воспоминаний скрывается много боли, горечи, обиды и страха. Они все так же обитают внутри Вас, и периодически прорываются наружу в виде негативных эмоций. И даже сейчас, Ваша мама может резко высказаться в Ваш адрес. А при попытке наладить диалог, Вы вновь можете получить от нее по физиономии. Словно детская история продолжается до сих пор. И Вы вновь и вновь оказываетесь не способны защититься от материнского насилия.
Татьяна, судя по всему, Вы до сих пор носите много сильных чувств внутри себя. И они Вам нужны для того, чтобы получить признание, что Ваша мама была не права, что ее поведение причинило Вам боль. И эта потребность раз за разом возникает внутри Вас, подталкивает воспоминания и запускает негативный эмоциональный заряд.
В данной ситуации, я могу Вам предложить, только соприкоснуться со всеми теми чувствами, которые в Вас поднимаются, прожить их. Лучше всего, это сделать месте с человеком, который сможет Вас поддержать в трудный момент. Именно в этом заключается работа психолога, сопровождать клиента в трудных эмоциональных местах, поддерживать своим присутствием, и помогать выращивать внутреннюю самоподдержку. Ведь Вы уже не так маленькая девочка, которая зависит от своей мамы.