спрашивает: Екатерина (Москва)
Добрый день! У меня поставлен неврологом диагноз невроз. Я пила в мае антидепрессанты весь месяц. Потом решила бороться сама. Но последнее время опять это состояние начинает проявляться . Может как то можно решить проблему без антидепрессантов?

Ответы и советы психологов
Психолог. Семейный психолог. Психотерапевт. Психоаналитик
Час добрый, Екатерина!
Вам стоит обратиться к психологу-психотерапевту или к психоаналитику. Панические атаки не лечатся медикаментозно. Их можно лишь купировать (иногда такое случается) на время медикаментозно. Но пока не найдена психологическая причина именно вашего случая панических приступов, невроза, тревоги и любого другого, вас данная проблема как в покое оставит? Для того она и пришла в вашу жизнь, чтобы вы в ней что-то поменяли, а не устранили симптом, чтобы продолжить жить как прежде. Такой номер с природой или с жизнью не проходит. А если и проходит, то лишь на время, у всех разное. Поэтому и складывается впечатления, что фармакотерапия имеет силу в лечении психологических проблем. А не психологических проблем не бывает. Всё имеет свою причину.
Это (выше) точка зрения психологов-психотерапевтов и психоаналитиков. Есть и другая точка зрения (психиатров, врачей-психотерапевтов, клинических психологов и некоторых психологов не-глубинных школ психологии). Посередине ли правда или в чём-то ещё – определять вам.
Об антидепрессантах и о современной и классической психофармакотерапии:
Среди психотерапевтов (как и среди психологов) не сложилось единого мнения относительно применения антидепрессантов и вообще лекарств в процессе прохождения психотерапии. В России во многом бытует мнение, что лечение и не важно чего - это преимущественно пассивное употребление лекарств и плюс (в лучшем случае) выполнение упражнений и заданий, данных согласно директиве врача-психотерапевта как некоего значимого авторитета, или это может быть какой-то вид психологической психотерапии, не исключающий употребление лекарств. На Западе, например, во Франции, бывшие врачи психиатры, переобучившиеся на психотерапевтов-психоаналитиков с удовольствием вам расскажут и докажут не только о бесполезности антидепрессантов, но и о их вреде в плане помехи самой психотерапии.
И, действительно, сами задумайтесь, как можно с помощью лекарств повлиять на депрессию, тревогу и панические атаки, фобии и любое другое? Кроме самой веры, что так может вдруг случиться, ничего больше психологического в этом нет. Но вред есть, так как человек, принимая антидепрессанты, прекращает работать над собой, рассчитывая на то, что всё само и наладится. Он впадает в инфантильную детскую позицию, когда мама кормила молоком. Происходит на врача перенос отношений с родителями, вместе с верой, что доктор обязан дать то, что не додали родители и тем самым исцелить.
Антидепрессант так влияет на организм, что увеличивается и риск суицида. Почему? Потому что человек получает (если повезёт) некое облегчение или притупление чувствительности, но продолжает обычно жить так, как и жил прежде (ничего не меняя ни внутри себя, ни соответственно снаружи). И новая серьёзная неудача или не успех в каком-то из секторов жизни, могут привести к срыву, к самонаказанию.
То есть человек, употребляя лекарства, обычно как верил в свои иллюзии, так и продолжает верить (а значит опирается на них), как относился как-то неправильно к себе или к другим, так и продолжает относиться (и жизнь обязательно со временем сама начинает его «учить» проблемами и усилением страдания).
Также может быть, что употребляя лекарства человек, как верил в себя и в свои способности и в силу своих желаний, так и продолжает верить на движке лекарств. Хотя возможно уже давно пора поменять и цели, и желания, и интересы, и смыслы. Но это значит идти в страх и в боль (так как двигаться придётся в зону неизвестности). А если человек привык к обезболивающим препаратам или к стремлению с помощью них избегать боли и трудностей?!
Так мы в некоторой степени разобрали тему минуса от употребления психофармакологических средств и тему тех трудностей, которые невольно заставляют людей верить в лекарства и цепляться за них. Также и сама информационная доступность разных методов, среди которых есть и метод психофармакотерапии, плюс поддержка государством именно врачебного медицинского подхода к решению проблем и болезней (а медицина у нас в стране остаётся пока психиатрической) и привычка людей обращаться не к психологам, а к врачам – всё это приводит к тому, что человеку сложно разобраться на что в плане лечения опираться. Опираться нужно на себя и на опыт. Включающий опыт своих ошибок. У вас есть опыт медикаментозного психиатрического подхода к решению своей проблемы. Осталось получить опыт работы с психологами-психотерапевтами и психоаналитиками.
Об отличиях в подходах различных существующих направлений и школ психологии и психотерапии, а также о том как не ошибиться в выборе специалиста психолога и психотерапевта, плюс разные тематически статьи (помогающие на примерах уловить детали отличий) – всё это можно почитать на сайте психологического кабинета «Зеркало для души» http://MyLila.ru/
С уважением, Потеенко Юрий Владиславович, психолог, психотерапевт, психоаналитик
Консультации и психотерапия в Москве (Очно и по Skype) – индивидуально и семейные пары. Сайт кабинета:  http://mylila.ru
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Екатерина.Антидепрессанты помогают только сопротивляться неврозу,но не лечат невроз.Они его заглушают и помогают личности жить более менее активной жизнью.Эффективна работа с неврозом психологическая,с психоаналитиком или психотерапевтом,в совместной курсовой работе.В зависимости от глубины невроза она может быть от нескольких месяцев совместной работы до нескольких лет.Если травмы преследуют ребенка с самого детства,то и длительность работы со специалистом больше.Обычно,клиент работает от раза до нескольких раз в неделю,по часу,в разговорной терапии.Стандартная длительность одной сессии пятьдесят минут.Бывает чуть меньше или больше.Находите себе комфортного для Вас специалиста и обращайтесь.
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Екатерина, здравствуйте!
Панические атаки и тревога, лечатся и без антидепрессантов, с помощь без медикаментозной терапии с психологом. А точнее, только от антидепрессантов, тревога и панические атаки, не излечиваются, а лишь уходят в ремиссию.
Панические атаки, появляются когда психика перестает самостоятельно справляться, с тем, что в ней происходит. Когда тревоги, страхов, злости (в основном подавляемой), уже столько, что психика "кипит" как кострюля на плите и крышка от этой кастрюли уже давно не может сдержать содержимое...
Надеюсь, я вполне понятно, ответила на Ваш вопрос ;)
Приходите, будем работать ;)
С уважением, Елена!
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Добрый день Екатерина!
Да, конечно можно. Как раз таблетки - не решают "причины", не помогают разобраться с внутренними конфликтами, являющимися пусковыми механизмами депрессии, а лишь снижают чувствительность к душевной боли на время их приёма.
Нужно разбираться с причинами, это как правило вопрос "лечения разговором" - психотерапии. Если хотите - у меня на сайте в разделе "книги" можно посмотреть - возможно вам будет полезно ознакомиться как минимум с первой в списке, там  есть глава про депрессию.
Приходите на очную консультацию, поговорим обо всём более подробно, я могу вам помочь!
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт