спрашивает: M. (Москва)
Мне 28 лет, я до сих пор живу с родителями, условия ужасные - однокомнатная квартира. Так прожили всю жизнь. У них абсолютно нет никакого понимания, что мне с ними плохо, тесно, что мне уже давно пора менять свою жизнь, что это ненормально. Я бы могла понять, если бы вариантов не было, но дело в том, что они есть. Уже три года пустует бабушкина квартира, но дело в том, что там жить невозможно - она требует очень больших вложений, там ничего не работает, ни помыться, ни приготовить. Я не зарабатываю столько, чтобы самой осилить ремонт, а ремонт там нужен основательный. Обсуждали вариант с продажей, что это будет лучше, согласны все, но звонить по объявлениям никто не соглашается, родители бездействуют. Все остается на уровне разговоров. Если бы квартира была моя, я бы давно уже решала этот вопрос сама, но она не моя, а папина, и я не могу на себя такое брать, в любом случае надо обсуждать. Получается, я не могу ничего сделать и зависима от них, я больше так не могу, но что делать и как с ними вообще можно разговаривать, я не понимаю. Когда я завожу разговоры об этом, они манипулируют - начинают обижаться и бурно реагировать. Начинаются глупые аргументы наподобие "а как же другие живут", обвинения в эгоизме и т.д., после чего мне только и остается прекратить это все и держать в себе свои переживания. Я в депрессии из-за этой безысходности. Я не понимаю, как можно не хотеть нормальной жизни своей дочери, это клиника какая-то... Помогите, пожалуйста, как найти подход и нужные слова, чтобы разрешить эту ситуацию?

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
В такой ситуации нет каких-то "универсальных слов". Это - вопрос отстаивания собственных границ, и это будет сложная "схватка" с вашими родителями.
Я могу вам помочь - подбирать правильные слова, но это вопрос "сопровождения" вас в рамках регулярных встреч.
Приходите на консультацию, поговорим более подробно!
Берегите себя и свои нервы - они вам понадобятся для самостоятельной жизни, когда вы всё-таки сможете отделиться от ваших родителей. Рекомендую вам почитать у меня на сайте в разделе "книги" первую в списке.
При достаточном с вашей стороны желании у вас всё получится!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт