спрашивает: Светлана (Москва)
Дочери 19 лет. Встречается с молодым человеком 1,5 года. Он и она студенты на очном отделении университета, не работают. Они встречаются не часто, секса еще у них не было. (Отношения со мной у дочери доверительные, потому верю что пока секса у нее не было). Молодой человек пока женится не собирается, со мной знакомиться не хочет, дочь мою с мамой своей знакомить не хочет, но как он относится к дочери мне в целом нравится. И вот дочь просит разрешения поехать на ночь к нему в отсутствие его мамы. Что делать и как тут правильно поступить не знаю.. Сказала что пусть придет познакомиться и "отпросить" ее у меня. Сомневаюсь в правильности что надо отпустить. Это как дать зеленый свет, иди занимайся сексом доча.. а вдруг последствия в виде беременности, а вдруг он к ней не будет после серьезно относиться.., так сказать расслабится и не будет стремится стать самостоятельным, не захочет брать ответственность за нее... кормит мама его, за учебу платит мама, секс есть... вкладываться в мою дочь не надо т.к. ее содержит тоже мама.. Очень удобно мальчику будет.. Сомнения, страх перед будущем своей дочери! Но и не хочу потерять доверия ее, она и обмануть в другой раз может.. И "синего чулка" из нее не хочу делать.. Посоветуйтесь пожалуйста, как правильней поступить? Что сказать ей? Если придет парень как лучше с ним мне вести себя? Спасибо!

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Светлана, всё равно рано или поздно - придётся отпустить. И - да, в современном мире бывает такое, что - с первым партнёром не всегда складываются отношения на всю жизнь. Вы можете сказать дочери, чтобы, если дело дойдёт до сексуальной близости - то она обязательно предохранялась бы.
А чтобы вам было проще "отпускать вашего подросшего птенчика в свободный самостоятельный полёт" - я бы рекомендовал вам походить на очные консультации к психологу. Это на самом деле - очень сложный период для родителей, и маме - приходится перестраивать - и свою жизнь, и - взгляды на жизнь. Тут - много о чём есть поговорить.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Клинический психолог, КПТ-терапевт, ЛОРП-терапевт, специалист по системной семейной терапии (в том числе, семейным расстановкам), супервизор.
Клинический психолог, КПТ-терапевт (эмоционально-рациональная терапия, схема-терапия), НЛП-практик, семейный психолог, супервизор, практика системных расстановок. Частная практика с 2007 г. Работаю с темами: - С системой отношений клиента (отношения с самим собой, отношения с близкими, семейные…
Здравствуйте!
Вы хорошая мама, и вы подняли очень правиьныйы вопрос. И прежде всего наиболее важное  - это именно вопрос доверия между вами и вашей дочери. Так, именно доверие между вами поможет вам помочь своей дочери найти правильный путь, и научиться брать ответственность на себя за свои поступки в 19 лет. И даже, если дочь будет совершать какие-то ошибки в своей жизни, а без ошибок, к сожалению, невозможно прожить свою жизнь, то она сможет легко и выходить из них. И она сможет обращаться к маме за советом и помощью, зная точно, что мама всегда тот человек, который поддержит её в любое время.
Когда дочь доверяет своей матери,  тогда она  и будет прислушиваться  к разумному голосу мамы. Тогда мама будет авторитетом для дочери в самом хорошем смысле этого слова. И тогда мамино хорошее влияние на дочь возможно во все времена.
Именно через доверие. Доверие - это означает доверять поступкам дочери, и допускать ошибки. Но учить ответственности. Что за ошибки ответственность будет нести она сама.
Поэтому, будьте доверительны с дочерью. Рассказывайте о традициях, рассказывайте о том, что такое уважение девушки к себе, рассказывайте о том, что ценят парни в девушках, рассказывайте о красоте достоинства девушки, когда она обладает им итд.
И тогда всё будет хорошо. А удерживать дочь от её взросления, и тем более, уберечь её от всех ошибок - вы не сможете, это абсурдно. А если сможете удержать, то судьбе вашей дочери не позавидуешь, потому что так она может остаться одна, и может повторить судьбу мамы. Но если судьба мамы счастливая, то в добрый пусть.
С уважением, Суслова Елена.