Воспитание культуры личности начинается с детства



Воспитание культуры личности начинается с детства

Как воспитывать ребёнка, чтобы привести его к осознанной нравственной высоте? Как преодолевать отрицательные эмоции маленького человека, возникающие в процессе эмоциональной неуравновешенности во многих семьях? По мнению психологов, существуют два основных пути для родителей.

Первый путь – умение владеть собой, подавлять раздражение и обиду. Это сложная наука даже для взрослого человека – обладание способностью вовремя себя взять в руки, не дать воли плохому настроению. Пример родителей, нормы поведения, принятые в семье, для здорового ребенка решают большую роль.

Спокойствие и уравновешенность будущей личности можно воспитать только в спокойной обстановке. Поэтому, если ребенок капризничает, нервничает, то необходимо искать причину в своем родительском поведении. Достаточно стать самим более сдержанными, уравновешенным и не взрываться криком, раздражительностью на упрямство, капризы малыша.

Когда родители не контролируют свои отрицательные эмоции, то, как можно требовать спокойствия от детей, у которых слабо еще развита система торможения. Другой путь можно охарактеризовать как совершенный, эффективный, глубокий, открывающий в будущем дорогу к истинному благородству, широте, мудрости души. Его сущность заключается в остановке отрицательных эмоций не только словом «нет», а удалением их наиболее сильными положительными. Этот процесс предполагает наличие самокритичности, умения понять других людей, сознательности и созревает во взрослый период личности – период самовоспитания. А до этого ведется тренировка маленького человека приемом успокоения-отвлечения от отрицательных эмоций - обиды, испуга, страха и т.д. И хотя многие назовут этот метод примитивным, но он вполне разумный и действенный.

Нельзя допускать мысли, что ребёнок поплачет и перестанет, что ему сделается. Такая ошибка ведет к тому, что оставляя малыша наедине с переживаниями, родители позволяют им разрастаться, укрепляться в психике ребенка и возникать впоследствии даже по самому незначительному поводу. Повторение ведет уже к привычке плакать, обижаться, упрямиться, а именно к укоренению сущности отрицательной эмоции. Необходимо отвлекать ребенка другими впечатлениями, тем самым вводя процесс переключения отрицательной эмоции на положительную, лишая первую всяких перспектив на длительность. Это действует безотказно, даже в жизни взрослых. От огорчений, обид хватаемся и спасаемся работой, книгами, походом в кинотеатр и т.д.

Следующим этапом в воспитании культуры личности является осознанность процесса внутреннего переключения. Позавидовал чему-то – переведи зависть в желание добиться того же, обошлись несправедливо – частично причина в себе самом и необходимо ее найти, убрать. Человек поступил не так – не осуждай, пересмотри свою оценку, пойми, помоги. Сердишься из-за пустяка – устыдись мелочности, раздражительности. Научить ребенка презирать мелочность, значит исключить в будущем нервозность, «кипячение» по всякому поводу и растрачивания себя впустую. Только тогда растущий ребенок сможет соотносить досадные, раздражающие факторы с чем-то большим, имеющим настоящую подлинность и ценность в жизни, давать адекватную оценку.

Выучив и освоив уроки великодушия, негативные реакции на чье-то поведение, отрицательные эмоции будут переходить в более сильные, общие положительные переживания.


нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить