спрашивает: Аня (Нижний Новгород)
Здравствуйте. Лучше я начну от самого начала. Проблемы у меня начались из-за школы, в юности. Коллектив при переезде в новую школу меня не принял, стала изгоем и меня любили, грубо говоря, почмошить. Ответить им я не могла, потому что боялась, но копилось много обид, а в последствии - ненависть. Не смотря на то, что школу я закончила уже 2 года назад, своих одноклассников я до сих пор жутко ненавижу, иногда мне до сих пор снится, как они передо мной извинятся, либо как я кричу на них, либо наоборот мы все дружим и все отлично. Это проблема 1.
А сейчас меня беспокоит больше проблема в отношениях. Со своим партнером я вместе уже полтора года, был разрыв в три месяца с тяжелым скандалом и депрессией. Как он мне тогда заявил, я стала деградировать, со мной стало неинтересно, в общем, качусь прямо в яму. Был случай, когда он откровенно насмехался надо мной, иногда даже при людях. Меня это задело, но я терпела, стала ненавидеть себя, да и самооценка после школы была никакая. В общем, однажды я не выдержала и в ответ на его очередной подкол просто сорвалась, наорала и хлопнула дверью. С тех пор мы не общались два месяца, пока он не извинился. После примирения мы стали общаться в качестве друзей, оба сильно изменились. Лично я за два месяца без отношений конкретно расцвела и полюбила себя, подняла самооценку и научилась давать отпор, мол натерпелась от людей, теперь меня никто и пальцем не тронет. А он в свою очередь тягался с чувством вины и стал избегать любого рода конфликтов.
Спустя пару недель общения мы сошлись, но уже намного крепче. Цветочно-конфетный период длился у нас месяца 4, а после мы стали замечать недостатки друг друга, но все также хорошо и мягко, трепетно относились друг к другу, но осенью, с октября все резко изменилось. Я стала очень обидчивой, и по поводу и без повода срывалась на нем, он постоянно передо мной извинялся и в конце октября заявил, что устал от таких отношений, где ему и шагу ступить нельзя из-за моей обидчивой ревности. А также он сказал, что в любом конфликте я постоянно выставляю его виноватым, выливая тонны агрессии, настолько уверенно, что он сам теряется и боится мне что-то высказать, поэтому просто извиняется. В общем, уважение пропало. Конечно, дойдя до той грани, когда он уже собирался бросать меня, я тут же менялась, вся в слезы и умоляла остаться. Так мы расходились и сходились раза три за два месяца. Все свои обиды и недовольства касательно меня он выливает друзьям, которые дали мне клеймо истерички. Обидно то, что он не просто чмошит меня друзьям, а то, что они имеют наглость лезть в наши отношения и сетовать ему на то, что нам надо разойтись. Хотя они, по сути, ничего не знаю обо мне, а делают вывод на основе негативных фактов. Меня это ужасно огорчает, и дело даже не в излишней обидчивости, а в том, что это действительно веская причина для обиды. И я стала замечать, что боюсь высказать своему любимому человеку даже свое мнение, потому что он может спокойно его осуждать вместе с друзьями. В 31 декабря он заявил мне даже прямо, что стыдится меня при своих друзьях.
Парадокс в том, что он любит меня, а я его. Страсть то потухла, а сами чувства и привязанность нет. И я начинаю понимать, что такие отношения высасывают из меня энергию и доставляют мне тонну негатива, тревоги и страха. Отношения держатся на соплях, грубо говоря, все хорошо до первых обид, а вот если кто-то оказался задет, то это может стать причиной скандала с расставанием на целый день! Выяснять со мной отношения он устал, и я устала, но вся эта ситуация меня напрягает, ведь я хочу доверия и приятных эмоций от отношений, а не страха завтрашнего дня. Мне кажется, нам срочно нужен перерыв. На месяц или две недели, не знаю сколько, но он нужен. С ним ужасно хорошо, но в то же время мне плохо, отпускать я его боюсь, потому что я знаю, что этим перерывом может воспользоваться его подруга, которая испытывает к нему симпатию и точно также уверена в том, что я истеричка и меня надо бросить. Я уже не знаю, что делать и как поступать. Я его люблю очень сильно, но мне тяжело в отношениях, я уверена, ему тоже, он просто боится об этом сказать, потому что также любит.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт
Здравствуйте!
Отношения, которые вы описываете, больше похоже на зависимость. Вы несчастливы вместе, но вас удерживают редкие хорошие моменты, которые вам кажется невозможным потерять. В таких отношениях с вами будто два разных человека: один прекрасный и любимый и один будто чужой и причиняющий боль, вы хотите порвать с плохим, но не можете отказаься от хорошего. В такой ситуации начинать нужно с себя, с того, можете ли вы принять себя и своего партнёра целиком, чтобы зависимости стало меньше, а любви больше.
Кандидат психологических наук, гештальттерапевт, судебный эксперт-психолог
Кандидат психологических наук, доцент, судебный эксперт-психолог.
Аня, у вас психотравмы подросткового возраста.
Полагаю, что неуверенность появилась еще раньше, причиной которой явились пробелы в воспитании.
К сожалению, эти причины будут постоянно отражаться на ваших отношениях как в межличностных отношениях на работе, дома, так и отношениях с мужчинами. Проблема не в мужчинах, а в вас.
Данные причины можно проработать только в личной терапии (можно по скайпу).