Ответы психологов на вопросы

выбрать тему вопроса


справшивает: Василиса (Екатеринбург)

Здравствуйте. Вопрос про отношения ребенка и родителей. Дочке 9 лет. Опишу ситуацию. Дочка ходит на секцию танцы (сама туда попросилась), постоянно перед занятием говорит что не хочет идти, я говорю если мы не пойдем сейчас то нужно отписаться от занятий и не ходить вообще. Отписываться от занятий она не хочет. Последний раз была такая ситуация. Перед тем как пойти на занятие, она говорила что не хочет идти и у нее болит нога, хотя до этого гуляла на улице с друзьми и ничего не болело. Клянчила что не хочет идти и придумывала всякие причины. Я сначала настаивала и говорила что пойдем, потом психанула и сказала что никуда ее не поведу. Началась истерика, она просила меня пойти на танцы. Сказала что лишу ее телевизора и телефона. Часто бывает что она говорит что не хочет что-то делать, когда соглашаешься с этим , ее мнение меняется на обратное (но я же уже не могу изменить свое - раз сказала) и начинается истерика и уход из дома .
Ответы и советы психологов

Психолог-психоаналитик
Я психолог психоаналитической школы.В 2005 году закончил Восточно-Европейский институт психоанализа в г.Санкт-Петербург.Специализация-клинический психолог-психоаналитик.Занимаюсь частной практикой. Практический стаж по специальности-14лет.

Здравствуйте,Василиса.Такой симптом называется Делание наоборот.Он становится чертой характера с раннего детства,если родители слишком активно контролируют ребенка.Вместо теплоты,принятия,эмоциональной близости и давания свободы-повышнный контроль,надзор,ограничения и запрет.И уже с двухлетнего возраста образуется потребность создать островок свободы в виде,хотя бы,примитивного протеста,если не удовлетворения своих желаний.Поэтому,на окрик-Иди кушай,ребенок говорит-Не хочу,или Сейчас.А сам не идет или ест в пол силы.Это и есть зарождение упрямства,как защитного механизма против взрослого вторжения.Симптом закрепился в характере.И теперь на любое Ваше обращение указующим тембром голоса ребенок реагирует рефлекторно противостоянием,что бы сохранить несколько молекул свободы.Дочка,за многие годы,привыкла к противостоянию,и не замечает,как увлекается этим противостоянием.Поэтому,ее упрямство порой,не имеет определенного смысла.Смысл один-отстоять капельку свободы.Решается этот вопрос постепенно,с приходом доверия ребенка своей маме.(Мама часто понимает мои потребности,поэтому,я ее часто слушаю и мне приятно подчиниться.)

 
Психолог, семейный психолог, психоаналитический терапевт
Психоаналитический психотерапевт. Семейный, супружеский терапевт. Подростковый психолог. Кандидат Европейской Федерации Психоаналитической Психотерапии (ОПП-EFPP). Кандидат Международной Ассоциации психотерапии, сфокусированной на переносе (ISTFP, О.Кернберг). Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ)

Василиса, здравствуйте!

Сейчас Ваша дочка на этапе интенсивного развития и самопознания. В этом периоде дети по-разному преодолевают свои трудности, и все больше и больше скрывают свои переживания. Ребенок уже научился оценивать реакцию взрослых и сверстников на свое поведение, на свои мысли. На основе этих оценок он взаимодействует с внешним миром … порой, не осознавая своих волнений и чувств. Танцы это не только красивые движения, но и целый мир взаимодействия: с тренером; с другими участниками; с территорией, где проходит обучение. Фантазии о красивых танцах, и желание этому научится, могут подрываться болезненными ощущениями  конкуренции со сверстниками, обидой на тренера, ревностными чувствами перед результатами других и т.д. Но через всё это надо пройти, чтобы оказаться у своей желаемой цели. И конечно, ребенок чувствует опасность, когда эти желания и фантазии у него сейчас совсем отнимут («сказали, что никуда не поведёте»). Но и Вам сейчас тяжело и трудно выдерживать такое отношение дочки к танцам. Она ведь это выбрала, а теперь говорит, что не хочет идти, а потом опять начинает истерику и просит отвезти её на танцы. Это ставит Вас в тупик, расшатывает психику. Не понятно, что происходит…

Попробуйте поговорить с дочерью на предмет её взаимодействия на танцах. Рекомендую не задавать вопросы, что и кто ей нравится или не нравится. Поинтересуйтесь с кем она дружит; всё ли ей понятно из объяснений тренера; насколько ей тяжело выполнять тренировки; в каких ситуациях ей больше всего комфортно; удобно ли ей переодеваться и как устроена раздевалка. В общем, поинтересуйтесь всем её бытом и окружением … и вполне вероятно, ребенок сам обозначит проблемные зоны. Поддержите её в затруднительных ситуациях, обнимите и выразите уверенность, что она со всем справится и что у неё есть ресурсы для этого.

 
Психолог, Нейропсихолог, Семейный психотерапевт
первая консультация - БЕСПЛАТНО!
Я помогу Вам пережить стресс! Я могу Вам помочь, если Вам плохо. Направления работы: 1. Негативные чувства — чувства обиды, вины, стыда, страха, гнева, одиночества, 2. Неуверенность в себе, низкая самооценка, помогаю развить и повысить уверенность в себе, 3. Детская психология и Нейропсихология, 4. Семейные конфликты между супругами, между родителями и детьми 5. Депрессия (различные стадии этого состояния) и выход из нее. Тревожные состояния и ПА 6. Профессиональное консультирование и развитие

Добрый день, Василиса,

ключевой фразой в Вашем сообщении, с моей точки зрения, является: "но я же уже не могу изменить свое мнение - раз сказала". А почему Вы не можете это сделать?

Представьте, дочь говорит "Не хочу делать это!", "Не хочу туда идти!"

Вы отвечаете: "Хорошо, это твой выбор, твое решение и твоя ответственность. Я, как мама, могу только тебя предупредить о последствиях. Если ты сейчас это не сделаешь, то будет следующе:... Ну, а теперь ты, как взрослый и самостоятельный человек, принимай решение сама."

"Плюсы" такого варианта развития событий: а) Ваш статус "умной, всезнающей и, главное, всепонимающей мамы растет; б) Ваша дочь приучается к тому, что у нее существует свобода выбора, а значит существует и ответственность за принятые ею самой решения; в) Вам больше не нужно психовать и скандалить с Вашим ребенком, вообще, совсем.

Вам необходимо для самой себя понять, какого ребенка Вы хотите вырастить. Вы хотите, чтобы у Вас была послушная дочь, которая делает все, что Вы скажете, и при этом глубоко несчастна внутри или Вы хотите, чтобы у Вас была умная, самостоятельная, счастливая и благодарная Вам дочь?

Мудрости Вам и сил!

С наилучшими пожеланиями,

Гришин Владимир