спрашивает: Алина (Нижний Новгород)
Добрый вечер, уважаемые психологи!
Мне 21 год, живу с мамой (всю жизнь вдвоём). Учусь, работаю кассиром. Этим летом я уже получу диплом. Считаю ли я себя взрослым человеком? Где-то на 70%. Но вот получение диплома для меня - это как будто подтверждение того, что всё! Я выросла, у меня есть образование, я должна становиться самостоятельной. Как раньше уже быть не может. И тут возникает страх неопределённости - а что теперь? Куда идти? И потом, очень давит следующее: когда у меня уже будет образование, я не буду студенткой, и пора искать нормальную работу, я считаю правильным съехать. И в то же время... А куда и на что? Съём квартиры в моём городе - не дёшево, деньги сейчас пригодятся на курсы, переподготовку. С мамой у нас чудесные отношения, у меня нет потребности съезжать, лишь бы только подальше от неё (как это происходило у некоторых моих знакомых).
Я понимаю, что правильнее будет сначала найти работу, освоиться и разобраться с денежным вопросом, и уже потом думать о самостоятельной жизни отдельно от мамы. Но если так, то когда именно это случится... Взрослые люди, не уехавшие от родителей, вызывают у меня либо жалость, либо много вопросов... На меня сейчас очень давит это, до слёз! Потому, что в голове много "ДОЛЖНА, ДОЛЖНА"! Написать и защитить диплом, определиться, где работать ещё и вот такой вот глобальный вопрос решить.

Ответы и советы психологов
Психолог
Алина, легкой Вам пятницы! Здорово, что у Вас теплые отношения с мамой. Пусть так и будет. Благодаря этому у Вас есть выбор: отделится сейчас, или погодить. В русском языке модальные глаголы ("должен", "могу", "хочу" и т.д.) создают столько путаницы! Если в голове "должен", то, обычно, это не Ваше "хочу", а чужое. Кто Вас осудит, если вместо хрущевки на 1-м этаже Вы, определившись с работой, снимите квартиру с видом на "стрелку"? Когда у меня в голове начинает стучать "должен-должен" и мешает мне принимать решения, я представляю: что произойдет, если я не смогу? Что - то страшное? Дети пострадают? Я сам? Если нет, то не парьтесь). Чем комфортнее Вам будет начинать взрослую жизнь, тем больше у Вас будет энергии для нее. С уважением, Константин
Психолог, семейный психолог, сексолог
Алина,
Я перелагаю вам технику «Как договориться со страхом».
В спокойной и не отвлекающей обстановке начните глубоко дышать. Теперь начинайте думать о страхе, о ситуациях, связанных с ним. И ваше тело откликнется. В какой-то момент этот страх проявится в теле. Это может быть и какой-то образ, и ощущение.
А теперь концентрируйте ваше внимание на нем и начинайте его исследовать.
• Если бы он имел цвет, какой бы он был?
• Какой он формы?
• Он легкий или тяжелый?
• Из какого материала он сделан?
А теперь перенесите все ощущения и образы на бумагу. Нарисуйте его образ.
И сравните эти два образа.
Образ, нарисованный красками, начинайте перерисовывать, изменяя форму и добавляя краски. Перерисовывайте до тех пор, пока он не станет вам нравиться.
Теперь вернёмся к образу внутри вас. Мысленно выньте его и положите на пол или оставьте у себя в руках. Задайте вопрос: что полезного он вам несет и хочет рассказать. Внимательно слушайте себя и ответ. Каждый ответ внутри нас!
Поблагодарите его за информацию и договоритесь с ним о новом поведении. Обращайте внимание, как будет меняться цвет и форма. Когда вы с ним договоритесь, вложите этот приятный образ обратно в себя. Почувствуйте новое отношение к старой ситуации.
И так постепенно договаривайтесь и анализируйте каждый свой страх, мешающий двинуться вперед.
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте, Алина,
очень рада, что вы получили почти диплом, подтверждение высшего образования. Это сложно и требует терпения, помимо финансовых вложений. Тревога за будущее нормальна, и , скорее, вас беспокоит, какая будет работа, как найти подходящую, какие будут отношения с коллегами, начальством, как развивать карьеру. Если выбрали профессию, которая нравиться и планируете, как вы написали, учиться дальше, все будет ок. Развивайтесь, повышайте квалификацию и обязательно все будет получаться. Прекрасно, что вы смогли сохранить и добрые дружеские отношения с мамой. Это ценно. И это и ваш дом тоже, где жвере с ней. Если есть доверие и деликатность, то вы вполне можете иметь личное пространство. Это , порой клише, живет с родителями, значит , что то не то. Но в экономических условиях и при таком низком уровне жизни в России и дороговизне жилья, Даже сьемного, молодежь частно живет в родителями. Это проблема, когда своя молодая семья и взрослые ( особенно свекровь часто) "долбят" и лезут с советами. В старых Ближнего Востока при очень традиционном укладе все живут вместе часто, но , как заметила, старшие не вмешиваются в молодую семью без спроса, дают пространство молодым и только помогают нянчить детей и готовить еду. Но традиции страны советов извратили отношения. Так что сосредоточитесь на своих карьерных целях, цените отношения с с мамой. И не поддавайтесь клише ( к сожалению, непрофессиональные психологи взяли моду говорить о сепарации на каждом углу, там где она действительно нужна, а где нет).  Думайте о своих конкретных планах , а не мнении других о вас и с кем живете. Главное, что вы из себя представляете.
Психолог
Здравствуйте, Алина! Вы совершенно справедливо считаете себя уже взрослым человеком по возрасту Однако взрослость - это не только совершеннолетие  и отдельное проживание от родителей ( или одного из них), но и способность самостоятельно принимать решения, независимо от того, что советуют тебе близкие люди и/или друзья. Это -  не столько географическое отделение от родительской фигуры, сколько отделение себя как личности, способной выдерживать другие точки зрения и оставаться при этом при своей, которую считаешь верной для себя. Думаю, что Вы напрасно сама на себя морально  "давите". стремясь быстрее съехать от Вашей мамы и считаете, что только так Вы проявите взрослость. Всему  - свое время. В Вашем случае не следует торопить события. Получите диплом, найдите работу, начните откладывать деньги на будующий съем жилья. Главное , что Вы  уже сейчас видите свою перспективу, цель, к которой хотите прийти. А это значит, что обязательно к ней придете: шаг  за шагом, решая задачи по мере их поступления. Ведь недаром есть поговорка:"Дорогу осилит идущий".
С уважением, Наталия Петровна.
Психолог
Добрый вечер Алина! Страх преодолевать никакой не надо, всё произойдёт когда-то само собой. Для девушки самостоятельность означает выйти замуж, тогда она теряет связь со своим родом и выходит из-под защиты и опеки своей семьи и переходит в другой род поэтому замужние женщины меняют фамилию. Они тогда защищены другим родом своего мужа. Когда вы встретите своего мужчину с вами это произойдёт и вы станете самостоятельной а с мамой не надо портить отношения....  у вас будут дети и мама очень-очень пригодится помогать сидеть с детьми. Это бесценно будет когда-то, сейчас просто живите как живёте и не думайте о каком-то этапе взрослении всё произойдёт само собой. Хорошего вам настроения, удачи и здоровья. Ещё один важный момент, если вы всю жизнь прожили только с мамой и никогда не жили с папой и мамой в одной семье то вам нужно учиться общению с мужчинами. Это необходимо, так как у вас с детства нет никакого понимания о том кто такой мужчина и как с ним надо себя вести, этому действительно надо учиться...
Психолог
Здравствуйте! Вы пишите, что Вас и маму на данный момент всё устраивает.  А кому тогда вы должны? Вы пишите, что в голове много ДОЛЖНА. А что должна? Кому должна?
Психолог
Здравствуйте, Алина!
Каждый человек сам определяет, как ему жить, но в Вашем случае, раз Вы сомневаетесь и хотите узнать другое мнение, я его скажу Вам: сьезжать Вам никуда не нужно, потому что у Вас есть свое жилье. Оно Ваше - общее с Вашей мамой, это Ваш дом, Ваша защита, Ваша крепость.
Чтобы стать самостоятельной личностью, не обязательно создавать дополнительные проблемы "насильственным" образом для себя. Получайте диплом, ищите работу по специальности, ростите карьерно, а с жильем, самостоятельным решиться все само собой - когда Вы сможете себе это позволить. Сейчас Вам есть где жить и это прекрасно!
С уважением,
Психолог
Здравствуйте, Алина! Попробуйте отключить автрм.мысли "должна" и послушайте себя, порассуждайте. У вас правильный ход мыслей!
Психолог
Здравствуйте Алина.Страх перед неизвестностью это естественная  реакция. Ведь у вас будут перемены в жизни. и вам надо решать серьезные вопросы.  Заранее не стоит вам беспокоиться  получите диплом  станете более уверенным человеком. Вы правильно рассуждаете . Потом устроитесь на работу   начнется самостоятельная жизнь.  Чтобы  уменьшить тревожность займитесь   физическими  упражнениями йогой  ходьбой бегом.Все это успокаивает  дает положительный эффект позитивное мышление.
Психолог
Алина, добрый день!
Посмотрите на ситуацию с другой стороны! У Вас сейчас прекраный возраст, прекрасная пора! Без 5-ти минут долгожданный диплом в руках. Открыты все дороги!  Есть любмая мама, которая никуда не гонит, которая будет только рада, что Вы ещё какое-то время будете под её крылышком. У Вас нет никаких обязательств. Вот это "ДОЛЖНА, ДОЛЖНА" это только фантазия. Вы не должны! Нет никих жетских правил, как Вам строить дальнейшую жизнь, если всё это в рамках соблюдения УК.
Как писали выше мои коллеги - двигайтесь постепенно. Сейчас у Вас в приоритете защита диплома и поиск работы, на котрой Вам будет комфортно во всех отношених. А то, что Вам сейчас не надо думать о жилье - это будет большим плюсом! Успехов Вам во всех начинаниях!
Психолог
Здравствуйте, Алина!
Вы никому ничего не должны! И если вам комфортно с мамой, живите как жили! Есть только один критерий в этой жизни - как мне хорошо! И если ваше "хорошо", не соответствует мнениям общества, значит на это мнение не стоит обращать внимание! Жить свою, счастливую жизнь.
И да, решать вопросы и задачи постепенно. Завершила обучение - ищу хорошую работу; нашла работу - знакомлюсь с парнями и создаю хорошие отношения; научилась отношениям - ищу мужа, с которым надежно и спокойно и т.д. Постепенно все выстроиться и все будет как надо! Опирайтесь только на себя, а не чужое мнение!
Удачи вам!
Психолог
Алина, здравствуйте. Страх перемен в этой ситуации, нормально. Вас никто не гонит. Решайте вопросы поэтапно. Для начала, спокойно защитите диплом. Какой бы взрослой Вы ни были, не стесняйтесь просить совета у родителей.
Психолог
Здравствуйте, Алина!
Почему в Вашем представлении изменения обязаны произойти кардинально? Кому конкретно Вы должны?
Попробуйте выстроить картину идеального будущего и потихоньку, шаг за шагом вернитесь в настоящее. И повторите эти шаги последовательно.
Обращайтесь на консультацию, явно вырисовывается направление терапии - 'долженствование', которое может в дальнейшем создавать непреодолимые преграды и изматывать.