спрашивает: Ольга (Казань)
Здравствуйте.
Стоит ли общаться с бывшим мужем и как убрать боль от травмирующих событий
Мне 39. Из них 9 лет в разводе. С бывшим мужем были очень нестабильные отношения. Бесконечно расходились, я не чувствовала надёжности и поэтому отказывала выйти замуж. Затем у него выявили псих.заболевание ( маниакально-депрессивный психоз). Но я его любила и вышла замуж. Наутро после свадьбы он заявил, что все зря и поехало .. Толкал на аборт ,изменял и т д. ОЧЕНЬ много травмирующих ситуаций.
Я молча подписала развод и исчезла. Внесла в черный список и 8 лет не смотрела на мужчин. Меня только отпустило.
Зато бывший муж каждый год шлёт сообщения с поздравлениями на 8 марта. Сперва с претензиями, что у меня все хорошо. Затем моим родителям демонстрировал новую женщину и т д.
Мне в целом все равно. Однако тот факт, что после всего он предлагает дружить ...... Я допускаю мысль ,что все осознал и возможно пишет из чувства вины....Давно простила и вообще не желаю зла. Но боль от тех ситуаций унизительных пронзает миллионом лезвий..... Она физическая. Как ее унять?
Нужно ли мне с ним общаться? Ведь нет доверия никакого, даже если нет к самому человеку негатива. Священник сказал, что нужно общаться.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга!
Дружба - это когда человеку доверяешь. Прощение - это когда возвращаешь человеку утраченное доверие в обмен на признание им вреда, который он нанёс. У Вас, судя по письму, ничего этого нет. Как можно дружить и прощать без доверия? Даже если кто-то сильно этого хочет...
Спросите у священника, чем он мотивирует то, что нужно продолжать общение с человеком, которому не доверяешь. Мы вышли из природы, и вот в природе тот, кому не доверяешь, может стать причиной гибели, если общаться с ним близко. Да, цивилизация изменила нас, но вопрос доверия остаётся одним из базовых.
Вы получили тяжёлую травму. Как с ней справиться? Вероятно, пока травма всё ещё сильнее Вас. Вы хотите, чтобы так было и дальше? Вам нужно решить для себя, что Вы будете сильнее травмы. А уже потом использовать практические методы. Например, те, что предложили Вам здесь.
Удачи Вам!
Психолог
Здравствуйте!
По письму вашему есть ощущение, что у бывшего еще и нарциссическая составляющая в характере сильная.
Отншоения ваши были по типу созависимых, постоянно вас на эмоциональных качелях  раскачивали, портя нервную и гормональную системы организма.
Про аборт - это отдельная травма..
Воообще, луше не общаться. И родителям сказать, чтобы его везде заблокировали.
Вы 8 лет восстанавливаетесь и только -только начали жить.
Вам нужны его поздравления с 8 марта? Зачем? У него явно нет ни раскаяния, ни вины.
Ему контроль нужен и держать на привязи, так как нет у таких людей "бывших" - у них все "их".
Боль нужно проработать.
Для начала изучите статьи и вебинары мои по теме созависимость- в профиле есть, например
https://psiholog.ru/trening/5542
https://psiholog.ru/trening/5658
+
мне на почту напишите, дам сылки на аудио лекции, вебинары, статьи. Это бесплатно.
savina.moscow@gmail.com
Все изучите и на консультацию нужно, если будет желание и возможность. Чтобы все вместе проработать, боль и подавленные эмоци выьащить и пережить, найти свои ресурсы, чтобы жить свободно дальше.
У вас боль, обида, горечь, предательство.
Еще наверняка и манипуляции были, после этого сложно себ понимать и себе доверять.
Слова батюшки не буду подвергать сомнению. Скажу только, что вам не нужно держать в идеале зла, не желать смерти ему, не завидовать, этого бы Хрисос хотел. А вот общаться бы и дружить точно не заставил.
и это не гордыня, а защита своей психики.
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог
Ольга, Добрый День!
Вы пишите, что вам не комфортно, физически больно, описывая бывшего мужа.
Думаете всё время, в негативном сценарии, как поступить,  общаться или нет.
Вам уже плохо, только о мысли о нём. Так зачем идти в деструктивное общение, чтобы опять причинить себе боль?
Здесь нужна основательная работа над собой.
Приглашаю на консультацию.
Психолог
Здравствуйте Ольга!
Ваш бывший муж ищет в вас жертву потому что сам находится в таком положении и толкает вас на это состояние но вам можно с помощью психолога выйти из этого состояния и психолог поможет вам найти ресурсное состояние в котором у вас будет сильная позиция и вы будете недосягаемы для этого мужчины. Сейчас он опускает вас в энергетическом смысле и на этом уровне находит для себя партнера. А если вы подниметесь в силе и развитии и перестанете быть жертвой он вас не сможет ни травмировать ни находить слабые места у вас. То что священник сказал что нужно общаться это христианская заповедь спаси близкого. Но вам нужно сначала спасти себя потому что больной больному не поможет а помогать ему должны специалисты - психологи и психиатры. А вы не специалист чтобы спасать того кто вас опускает ниже нормального состояния. Вторая часть терапии это помочь вам найти защитника в виде мужчины который будет вашей сильной опорой в жизни и тогда бывший муж исчезнет из вашей жизни потому что вы станете настолько сильной что его это будет несколько освобождать от желания превратить вас в жертву вы просто будете не его поля ягодка. А пока вы лакомый кусок для него - он и сам не лечиться и вас делает несчастной. Так что лучший вариант для вас это самой с психологом найте сильную себя и стать сильной в паре с сильным мужчиной и работать и жить в ресурсном  а не жертвенном состоянии. Приходите ко мне на консультацию мы сможем найти ваши ресурсы и вы выйдете из этого заколдованного круга. Вам просто нужно будет фактически поменять жизнь и мышление но это будет естественная и счастливая жизнь в противовес прошлой в которой была трагедия. Это делается ментально и физически . Придется работать и с телом и с мышлением и это поможет вам стать сильной и уверенной в себе. Напишите мне - жду вашего решения о консультации и письма с вопросами. С уважением Елена
Психолог
Здравствуйте, Ольга!
Близкие отношения с человеком с психопатологией, измены, эмоциональные качели, нестабильность, подрыв  доверия - все это  не может не ранить. Чтобы понять или объяснить поступки психически нездоровых людей нужно быть психиатром.
Вам понадобилось 8 лет, чтобы хоть как-то отпустило. Для чего же общаться сейчас? Что испытать всю гамму эмоций заново? Каково будет Вам в этом общении?
Для работы с болью от психотравм и обидами приглашаю Вас в терапию. Я хорошо работаю с психотравмирующими ситуациями, использую методы КПТ и EMDR/ДПДГ - они относятся к золотому стандарту, рекомендованы ВОЗ при работе со всеми видами психологических и психических травм, в том числе есть протоколы работы с телесными проявлениями. Вам станет легче, боль отпустит.  И вот когда при воспоминаниях о тяжелых эпизодах не будет ощущения, что пронзают лезвия,  а будет легкая грусть из разряда "что поделать, было и было" - а именно такой результат достигается при проработке психотравм - вот после этого можно будет снова задаться вопросом общения с бывшим мужем. Если вдруг этот вопрос снова возникнет.
С уважением,
Александра.
Психолог
Ольга, здравствуйте, боль можно проработать в терапии.Когда вы освободитесь от негативных эмоций , сможете решить ,хотите ли вы с этим человеком дружить. Приглашаю на первую бесплатную онлайн консультацию.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Ольга, "Нужно ли мне с ним общаться?"- Зачем вам с ним общаться? Он вам интересен как собеседник?
Боль унять можно только простив искренне человека и себя в этих отношениях. Если боль свежа после стольких лет, это может говорить о том, что вы самостоятельно с ней не можете справиться и вам нужна помощи и поддержка специалиста.
Надумаете работать с областью прощения и отпущения обид, обращайтесь.