спрашивает: Надежда (Новосибирск)
Здравствуйте, моя дочь18 лет живëт с моей мамой и сестрой в одной квартире, я проживаю с мужем и сыном отдельно, дочери в этой квартире в которой она живет, принадлежит доля и она тут же и прописана, с сестрой и мамой(то есть для дочери она бабушка) отношения сложные, со стороны сестры ей 45 лет есть дочь 4 года живёт тут же, в адрес дочери много претензий, которые она ей сама лично не высказывает, а делает это помощью матери, есть бабушке для моей дочери, дочь в свою очередь ставит чёткие границы , если ж ты например замечание по поводу плохо выгоаденнрй одежды в которой дочь выходит из дома отвечает, ей это моя одежда и я ее нашу как хочу и могу, на что сестра на такие ответы с ней совсем не общается, дочь хочет съехать, еë пытаюсь остановить, говорю, что лучше платить за свою квартиру, а не тратить деньги на дорогой сьем, но пока что бы забрать долине подходящий момент, дочь сама работает учиться пока живёт с ними, но бабушка сегодня сказала дочери так как сестры день рождения, купитьей цветы и подаритьдочьне хочется свой стороны говорю ей что нужно, это как долг нужно пересилить себя, подскажите как защитить и помощ дочери. Спасибо с уважением, Надежда

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Надежда, "от кого вы хотите защитить дочь"?- если от родственников, то не лучше ли либо помочь дочери жить отдельно, либо переехать к вам? Под вашу опеку.
Что касаемо "помощи", то самый лучший вариант- спросить это у дочери. В каком формате ей она требуется- эмоциональная поддержка, финансовая или что то еще.
Дочь, на самом деле, протестует против вторжения в ее жизнь. К ней продолжают относиться, как к ребенку. Продолжая воспитывать и контролировать и ничего более взамен. Ей это не нравится. Да, думаю, многие люди против вторжения и воспитания себя во взрослом возрасте.
Попробуйте на эту тему поговорить с мамой. Ведь можно общаться без указания и контроля.
Психолог
Здравствуйте Надежда!
Если ваша дочь хочет съехать то это лучший вариант потому что так она почувствует самостоятельность и станет полностью брать на себя ответственность. Знаете в жизни есть два мотиватора развития кнут и пряник. Вы за пряник ее сестра и бабушка за кнут и пряник. Но кнут там тоже есть и вашей дочери это дает полное право не испытывать его и те пряники которые ей предлагают родственники - вы и те кто вас поддерживает. Она вправе вообще уйти от чужих пряников и кнутов и это ее человеческое право. Мало того у нас у всех людей есть задача по жизни сепарироваться от семьи чтобы создать свой мир и свою жизнь и уже мотивироваться совершенно другими вещами которые мы сами выбираем как взрослые люди. Дочери станет легче если она самостоятельно будет принимать решения и вы ее поддержите и будете ей говорить что вы ее правая рука в ее выборе и если она хочет  то это очень классное решение потому что это поднимет ее в собственных глазах и она будет серьезнее относится к себе и жизни. И чем раньше она повзрослеет тем сильнее она будет а ваша старшая дочь скорее всего тоже понимает это но сама инфантильна и не ушла не сепарировалась от семьи и тоже сепарируется от нее но таким странным способом и это понятно обе девочки хотят самостоятельности. Приходите ко мне на консультацию и мы подробно поговорим о роли самостоятельности и родителей во взрослении детей и это деньги в первую очередь. Съэкономив на квартите она потеряет в жизни гораздо больше чем если бы жила сама. И это точно семья джолжна поддерживать самостоятельность детей и давать им пряники и кнуты по уму и душе чтобы детям сразу в жизни стало понятно что самостоятельность выгоднее во всех смыслах. Жду вашего решения о консультации и письма с вопросами. С уважением Елена