спрашивает: Карина
Здравствуйте, я Карина - родом из Кавказа. Родилась и росла в сугубо русском окружении, однако, всем знакомы стереотипы про кавказских родственников. Родственников у моей семьи много, живем далеко, вижусь с ними за семейным застольем раз в пять лет. С более близкими, например бабушки-дедушки, общаюсь частенько по телефону. Всегда по отношению ко мне я сталкиваюсь с пассивной агрессией. Все таки я не замужем, уже 25 лет, бабушка с дедушкой списали меня в расход. Они этого и не скрывают. Постоянно слышу от них намеки, что те другие внучки успешны, активны, богаты (их с детства обеспечивают родители, а я вынуждена была работать сразу после окончания школы). В сравнении я часто даже слышу, что у них последние айфоны (у меня нет), учатся они в престижных вузах (а я нет). И самое интересное - это от них не поддается как "они да, а ты нет", по телефону мне постоянно приходится выслушивать достижения внуков от бабушки. Сначала мне казалось, что это просто разговор, но во вчерашнем разговоре она выдала мне: поздравив меня с праздником 8 марта, пожелала удачи, здоровья, любви, и отметила, что очень жаль, что я не родилась мальчиком. И повторила это несколько раз, с уверенностью, что это идеальное поздравление с 8 марта. На просьбу прекратить данное предложение, она ответила уверенностью, чтобы я не обижалась. Она мечтала, что ее первый внук будет мальчиком, а родилась я, и она очень расстроилась. Это не первый раз, когда это она мне повторяет. В прошлом году, поздравляя с днем рождения, выдала тоже самое "С днем рождения, но я мечтала, чтобы первым был внук". Я не подала значения, но она постоянно выдает какие-то обидные фразы, после которых чувствуешь себя опустошенным. Может это еще мои проблемы с самооценкой: хромает здоровье, время и силы уходят на лечение аутоиммунной болезни. Об этом никто из родни не знает.
Просто я не могу словить связь, с одной стороны она заботлива при разговоре, но после всей заботы она так может кольнуть фразой, что потом остается осадок. И это не один раз. Происходит постоянно в разговорах. Я уже решила для себя прекратить общение, но чувство вины не дает покоя. Иногда кажется, что я все преувеличиваю, но почему обидно? И можно ли себе разрешить прервать нересурсное общение?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Карина.
Читаю. Мы не знаем, для чего бабушка постоянно напоминает Вам, что Вы проигрываете на фоне ее сравнения с другими внуками, возможно она считает, что таким образом мотивирует Вас (хотя, по-факту, ее слова звучат обесценивающе). Но то, что ее речи - токсичны для Вас, наверное Вам все же стоит учитывать. Потому что продолжая принимать эти "токсины", Вы продолжаете травиться дальше - вы чувствуете опустошение, у Вас снижается самооценка и портится настроение.
Другое дело, что можно попробовать изменить свое отношение к ее словам. "Противоядием" будет являться Ваше собственное отношение к самой себе. Цените ли Вы себя? )  Вот Вы пишите, что вынуждены были пойти работать сразу после школы. Это говорит о Вас как дисциплинированном человеке, который зарабатывает себе на жизнь, обеспечивает себя, приносит пользу другим людям, заботится о своем здоровье, поддерживает отношения с родственниками, боится их обидеть...  В общем, справляется со своей жизнью.
Цените ли Вы в себе это? Знаете ли о своих сильных сторонах, используете ли их?  Как Вы ведете внутренний диалог с самой собой? Что Вы себе говорите, если у Вас что-то не получается? Поддерживаете ли себя? Или ругаете?
Судя по тому, что Вы пишите, Вам нужно поработать над обидами на бабушку (которые не на пустом месте), стабилизировать самооценку, а то смотрите, как получается - Вы просите ее не говорить Вам обидные вещи, она отказывается, и Вы же потом чувствуете вину за то, что подумываете прервать общение, чтобы не испытывать боли.
У меня есть бесплатная короткая ознакомительная консультация - порядка 20 минут. Напишите мне, пожалуйста, договоримся о времени, Вы мне чуть подробнее расскажете, что происходит, и я подумаю, как Вам еще помочь. Порекомендую книги по самооценке и по таким обидным травматичным разговорам.
Ну и еще у меня есть вопрос - почему Вы не сказали родным про свое аутоимунное забоолевание? Вы не хотите их расстраивать? Ждете от них обвинений в духе "сама виновата". Вы считаете, что Вы им не интересны? Или из-за чего? На мой взгляд, ответ на этот вопрос подстветит ваши отношения с родственниками и ожидания от них.
Много что-то текста у меня получилось)
С уважением,
Александра.
Психолог
Здравствуйте, Карина!
Причины, почему всё происходит именно так, могут быть разными. Например, Вы живёте в городской цивилизации, а Ваши родственники могут оставаться в родовых отношениях. И если для Вас, как для современной горожанки, важны самореализация и комфорт (внешний и внутренний), то Ваши бабушка и дедушка вполне могут ставить на первое место интересы рода.
И тогда Ваши замужние, богатые и рожающие детей родственницы действительно предстваляют для рода бОльшую ценность, чем Вы. Возможно даже, Ваши бабушка и дедушка полагают, что и Вы думаете именно так. Поэтому повторение обидных для Вас фраз - возможно, лишь способ выразить Вам сочувствие. Мол, ты вот какая бедовая, всё у тебя не тик-так, но мы всё равно тебя любим. Ну и попытка подтолкнуть к замужеству и деторождению, одно другого не отрицает.
Скорее всего, Вы их не переубедите в том, что Ваша система ценностей лучше. Просто потому, что для них лучше их система ценностей. Так что в итоге вы все останетесь при своём.
Могли бы Ваши родственники быть более чувствительными и тактичными? Теоретически, да. Практически - Вы сами знаете ответ. Более того, они сами себя осознают (скорее всего) добрыми, тактичными и понимающими.
Не ожидайте от этого общения того, чего оно Вам заведомо не даст. Вы можете, конечно, его прервать, но мне почему-то кажется, что Вы этого не сделаете. Потому что те, кто легко прерывают общение с родственниками, не задают здесь вопросов )) Вас же будет мучать совесть. Отнеситесь к бабушке и дедушке как к персонажам из глубокого прошлого, а к общению с ними - как к практическому занятию по антропологии.
И ищите опору в самой себе. Тогда мнение родственников не будет для Вас таким важным - а значит, не сможет причинить боль.
Удачи Вам!
Психолог
Здравствуйте Карина!
В вашей истории три источника боли - один реальный а два искусственных и ненастоящих. Реальный то что вы женщина и то что вы не имеете высокого положения и это правда и с этим вы живете и можете или нет что то сделать это вопрос действия талантов и возможностей. А остальное суть воображения с одной стороны ваших родственников а с другой стороны вашего воображения и мышления. Да мышление тоже реально но оно управляемо с помощью специального действия реальности. Только реальность даст вам возможность изменить сначала свое мышление и воображение свою самооценку и свое положение в семье а потом уже мышление и воображжение роджственников. На первом месте стоит реальность и в пирамиде действия сначала у людей вашего уровня идет реальная а не воображаемая картинка и внутренняя самооценка а потом уже ваша самооценка и внутренняя реальность. В целом о чем я - изменив только мышление и слова что вы сейчас сделали вы сделали только первый шаг и отвернувшись от родственников вы не измените полностью мышление у себя а сделаете второй шаг в себя а дальше нужны третьи и последующие шаги чтобы менять и свой внутренний и свой внешний мир чтобы подняться в реальности на ступеньку выше и тогда уже получить то что вы реально хотите заслужить. А другого пути нет . У людей особенно на востоке работает только реальная картина. На словах вы не исправите ничего кроме скандала или обиды ничего не получите. Изменить положение ваше может только изменение в жизни и в мышлении и это работа. Я предлагаю вам прийти на консультацию и она покажет вам ваши ресурсы а они у вас точно есть потому что у любого человека есть ресурсы чтобы подняться на самую вершину своей жизни и мы пойдем по этим ресурсам и дойдем до высоких результатов и это и будет ваш ответ родственникам а не просто игра с ними в слова. Они реально волшебники просто работают не пряником а кнутом и вам больно но они эти кнуты только кажутся плохими - пряники были бы сладкими и приятными но работать все равно пришлось бы вам. Без работы над реальным ростом решения не будет. Вам нужно исполнить свои мечты и чтобы это получилось придется поработать - но вы сможете это может любой человек я уверена в этом . Особенно с помощником в виде психолога который знает способы поднять вашу самооценку чтобы вначале было легко подняться на первую ступеньку выше чем раньше. И это получиться - напишите мне и мы начнем работу. Так что все реально просто вы сейчас в низшей точки общения с родственниками а если вы реализуете свои планы вы будете горды собой и вам не придется ни оправдываться ни разговаривать на таких тонах все будет честно и справедливо. И у вас будет полное право победителя и руководителя своей судьбой. Жду вашего письма. С уважением Елена