спрашивает: Оля (Санкт-Петербург)
Старшему сыну 13 лет. Не первый раз был пойман на лжи в плане денег. Бывало тратил деньги на сладости, которые предназначены на обеды. Самый неприятный момент, когда взял из копилки 7 тыс.рублей, которые предназначены на летний отдых. Карманные деньги есть, но он умудряется сверх этого тратить( брать еще по-тихому). Постоянно прячет у себя сладости, газировки за столом, шкафом. Сейчас взял мою карту без спроса и купил себе газировку, если бы не оповещение, не узнала бы. Уже руки опускаются, разговаривали, запрещали гаджеты, а понимания никак нет, что доверие то теряется. Спрашиваю, почему было не спросить, типа я бы не разрешила, странно мы сами им это покупаем.

Ответы и советы психологов
Психолог
Оля, удачного Вам дня! Моему сейчас 16-ть. В 12-13 лет с ним было очень непросто. Причин, почему сын берет карту, деньги из копилки, может быть очень много. Точно то, что это не вопрос только денег. Это призннак того, что отношения нарушены. Нет доверия, нет честности и т.д. в отношениях. И подходить нужно тоже системно. На основании личного опыта (у меня трое) несколько советов. Когда (если) поймаете в следующий раз за "кражей" - не ругайте ни в коем случае. Есть подход лучше. Взял без проса - возмести. Попросите сделать что-то полезное дня дома, что обынчо не делает, или делает редко. Посадить на даче елку, помыть холодильник, убраться на балконе. Еще нужно обсудить его отношение к зароботку. С 14-ти лет уже можно работать. Обсудите его мысли по этому поводу. Каникулы, вечер, выходные. И еще очень важно формировать атмосферу доверия вообще. Проявите инициативу, поговорите с сыном. Расскажите, что Вы делали в 13ть лет, о чем думали, что Вас заботило. Так, шаг за шагом, вернете сына в круг семьи. Не ищите скорых решений. Налаживание отношений займем полгода, год. Но все будет потом хорошо. С уважением, Константин
Психолог
Здравствуйте, Оля!Понимаю, что ситуация с сыном вызывает у вас много беспокойства. Важно установить открытый и доверительный диалог с ним, чтобы понять причины его поведения. Попробуйте обсудить с ним, почему он чувствует необходимость прятать свои действия и тратить деньги без разрешения. Вместо запретов, предложите ему возможность обсуждать свои желания и потребности. Установите четкие правила и последствия за нарушение доверия, но также дайте ему возможность зарабатывать деньги или получать карманные расходы, чтобы он чувствовал ответственность за свои финансы. Обсуждение ценностей и важности честности может помочь ему осознать последствия своих действий. Если ситуация не улучшится, возможно, стоит обратиться к специалисту для более глубокой работы с его поведением.
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Тратил деньги на сладости, которые Вы ему запрещали, при этом - копили деньги на летний отпуск. Он хочет сегодня - сладость, а не летний отпуск!
НикОГДА НЕ ЗАПРЕЩАЙТЕ, радуйтесь, что он у Вас взял, а не "украл", мог бы реально "украсть" в магазине.
Проблемы у семьи, а не у сына. Может быть Вы просто начнете жить, а не копить и все у Вас образуется.
Всем добра!
С уважением,
психолог Вера М.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Ольга, скорее всего, он таким образом привлекает внимание к себе. Да, способ не самый экологичный, но он по другому не умеет.
Именно внимание , пробуйте в этом ключе с ним говорить и проявлять. Спросите про его мечты, желания, вместе во что то поиграть...
Психолог
Оля, Добрый День!
Ребёнок учится жить, глядя на своих родителей. Слова, это просто пустой звук.
Главное атмосфера в семье. Ребёнку нужны границы. Причём чёткие, т.е. правила вашей семьи, что можно, что нельзя.
Пресекать, если, нарушил, твёрдо, по праву -старшего, по праву - Родителя. Дисциплина, без диктатуры.
Скорее всего, где-то была промашка, в отношении денег, пропустили, позволили, не настояли.
Можно всё исправить. Объяснить правила в вашей семье, ещё раз. И следить за их выполнением. Деньги, которые лежат в свободном доступе убрать.
Психолог
Здравствуйте, Ольга. Может, сын ревнует к младшему ребёнку? Не замечали?  Старайтесь одинаково все покупать для них. Говорите сыну о том, что вы его любите и что вам неприятно, когда сын ворует. Если что-то ему хочется сладкого, почаще поощряйте его, замчечайте хорошее, что он делает. Начался переходный возраст, ребёнок может не ощущать, что его любят и понимают.
Психолог
Здравствуйте Оля!
Я бы предложила не бороться с вашим сыном а серьезно заняться его финансовым образованием. Сесть с ним распланировать его бюджет на месяц сделать ему детскую карту и положить туда деньги и разговаривать о том чтобы он хотел на какую сумму и перевести диалог в открытый разговор чтобы вывести его из запрещенной темы и научить сына открыто а не хитро и тайно думать и разговаривать. Запрещать и ловить и давить на стыд бесполезно эта тема в семье должна быть для всех открыта и ее надо просто честно обсуждать. Если будут вопросы приходите на консультацию мы подробно обсудим что и как делать и говорить. Напишите мне в Ватс ап 89857642716 и мы договоримся о встрече Жду вашего письма с уважением Елена
Психолог
Здравствуйте, Оля!
Возможно, для сына 'сладок запретный плод'). Предлагаю ознакомиться с моей статьёй "В диалоге со 'взрослой' дочерью" - как раз о воспитательных штампах.
Приглашаю Вас на бесплатную ознакомительную консультацию!