спрашивает: Светлана (Иркутск)
Здравствуйте, подскажите пожалуйста технику для подростков при утрате родственника ( папы) , интересует Пластилинография ( арт терапия)спрашивает: Светлана (Иркутск)
Здравствуйте, подскажите пожалуйста технику для подростков при утрате родственника ( папы) , интересует Пластилинография ( арт терапия)Здравствуйте, Светлана!
Подобных техник множество. Не совсем понимаю, это Вы выбрали для подростка именно пластилинографию, или он сам захотел.
Для проживания горя подходят разные виды арт-терапии, и лучше, если самый подходящий для него вид выберет сам подросток (рисование, лепка, пластилинография, написание текстов - проза, стихи, прослушивание музыки, терапия воспоминаниями), а может даже и не арт-терапии, а например, спорт для телесного проживания, переработки негативных эмоций.
Но во всем этом есть одно "но".
Если просто использовать эти техники - конечно, хуже не будет. Но в проживании горя есть определенные стадии. И пока человек - и взрослый, и ребенок, и подросток - не пройдет через них все, - горе не уйдет, а может остаться в теле человека, в его психике и даже "вылезти" потом в виде различных заболеваний.
Горе нужно и придется прожить.
И вот тут особенно в детском и подростковом возрасте рядом с неокрепшей их психикой должен быть понимающий взрослый. Который не говорит: "ничего, ты уже взрослый, справишься, всё пройдет" и т.п. А позволит горю быть, примет его вместе с подростком, поддержит в том, как понимает, что ему тяжело это переживать, позволит высказать подростку то, что он чувствует, даже если у подростка есть установка считать себя взрослым и сильным, и "загонять" свое горе вглубь. Потихоньку, бережно раскрывать это всё наружу, а не внутрь.
И вот здесь уже можно предложить для проживания, вскрытия его эмоций работу с той или иной техникой, в процессе которой вначале будут отработаны негативные, тяжелые эмоции, а затем будет осуществляться поиск ресурса, чего-то позитивного для данного конкретного подростка - возможно, это воспоминания о том, каким был для него папа, чему он его научил, что для него сделал, как можно использовать это в его жизни так, чтобы папа был бы доволен. Ведь отец хотел счастья своему ребенку.
Бывает и наоборот - что отец не был "хорошим отцом". Но все равно его потеря - это проживание горя. Горе невозможности уже объясниться с ушедшим, невозможности отомстить, если есть обиды.
Все эти эмоции так же можно проработать, пережить, постепенно трансформируя в принятие произошедшего вплоть до принятия прощения такого отца. Для этого у подростков уже можно использовать и взрослые техники, например, из гештальт-терапии - такие как "разговор с пустым стулом", написание письма умершему.
Но в любом случае подростку понадобится помощь, эмоциональная, душевная поддержка какого-то значимого для него взрослого.
Здравствуйте!
Интересно, почему вы выбрали именно эту технику?
Пластилин - прекрасный материал.
Можно им не только рисовать (именно пластилинография), но и лепить фигуры. И про них рассказывать.
Арт-терапия это в первую работа с образами + раота с триггерами / ключевыми словами.
Ну и связанными с ними эмоциями.
Поэтому, конечно, нужно знать хотя бы базовые аспекты момента утраты, предваряющих событий, состава семьи, истрию отношений с папой. Поэтому нужна информация от мамы.
А потом уже можно сформулировать и задания, которые делать с пластилином.
Поэтому моя рекомендация- консультация для мамы, и потом сосатвление заданий с элементами арт-терапии для ребенка. Ребенку тоже можно консультацию Чтобы сначала под руководсвтом психолога их выполнять Потом мржно и самому.
Ну а в целом- в арт-терапии ошибок быть не может. Пластилин= материал отличный.
Екпите несколько видов, рахные цвета, пусть будет много серого, коричневого, черного, красного, синего и зеленого. Купите твердвй карон, и А4 и А3. И пусть рисует на нем, пустьь просто вдавливает пластилин в него. Реально просто размазывает по холсту боль и злость.
Но на это нужен, конечно, настрой. Может, есть у него песня, под которую он может поплакать, и под котрую злиться, под которую грустит? Выясните.
Пишите мне на почту для уточнения и по всем вопросам.
savina.moscow@gmail,com
С уважением,
Анна Михайловна
Здравствуйте Светлана!
Почитайте про расстановки Хеллингера - в кратце - ребенок должен слепить несколько фигур людей которые ему интересны с которыми он хотел бы пообщаться - размещает их на доске и мама или психолог или он сам а лучше вместе начинают задавать вопросы к фигуркам как к живым людям и ребенок за них как бы их мыслями и сознанием представив их разговаривает и отвечает. То есть он принимает этих людей близко и начинает понимать и чувствовать их и эти ответы превращаются в диалог и рассказ - можно его записать на бумаге или диктофон и дать ему прослушать. Это интеллектуально-эмоциональное действие и оно сопровождается эмоциями до слез и счастья но в итоге раскрываются все мометы отношений. Суть понять кто и что из людей думает а подсознание любого человека практически точно знает мысли и чувства близких - мы все связаны друг с другом и на уровне образов и слов сочетается. Если будут вопросы - приходите на консультацию. Можно провести расстановку для примера со мной по видео. Напишите мне на Ватс ап 89857642716 и мы встретимся когда вам удобно. С уважением Елена
Здравствуйте, Светлана!
Интернет - в помощь!
Пластилинография - лепка из пластина фигурок при работе с психологом - психотерапевтом.
Не понятен запрос. Какая цель? Любая психотерапия проводится со специалистом.
С уважением,