спрашивает: Анна (Новосибирск)
Здравствуйте, уважаемые психологи! Мне 34 года, мужу столько же. Женаты 4 года. Живём отдельно от родителей.
Чувствую в себе вину, что поздно вышла замуж. А если все будут думать так же, как и я, и общество вымрет, или будут рождаться только больные? Мне эта мысль просто покоя не даёт.
P. S. Пожалуйста, не пишите глупых ответов, вроде " Сделайте эко, и всё будет хорошо! Сейчас все так делают! "
Спросите почему я так ставлю вопрос? Я уже однажды попадалась на удочку к психологу, которая советовала мне пить хмель, чтобы поскорее забеременеть. Сказала, что если и это не поможет, то тут же идите на эко.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте!
С чувсвтом вины нужно работать. Оно всегда и все портить будет. По любому поводу.
Если просто по факту, то да, конечно гораздо легче вызодить замуж и рожать до 30 лет.
Еще по факту- в жищни не всегда так получается.
Уже как получилось, так получилось.
В 34 много женщин рожают сами и без эко. Кто-то в 25 с эко. Кто-то вообще никогда не рожает.
Да, есть некие кореляции с возрастом, но они н стол значительны.
Обычно все же это впрос индивидуального здоровья обоих парнеров.
Гинеколги в вашем возрасте редко крест на зачатии ставят.
Но вы в принципе и не написали, в чем проблема. Хотите ли в детей рожать сейчас или нет\7
Вы боитесь родить болного ребенка? Сама заболеть7 не хоите быть "старой" мамой?
Нужно вам уточнить этот момент. Как и конкретезировать, какое именно чувсвто вины и за то и перед кем. Перед мужем? Родителяим? Будущи ребенком6 Кем?
Кто-то еще в окружении считает также?
Можете ответы мне на почту прислать savina.moscow@gmail,com
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог, семейный психолог, сексолог
Анна,
Но, простите себя!
В большинстве случаев чувство вины имеет свои корни в детстве. Родители часто, сами того не осознавая, прививают детям это тягостное чувство. Например, говорят: «Из-за тебя мне на собрании пришлось краснеть!», «Из-за твоей музыки у меня разболелась голова!» К сожалению, это самая распространенная причина, которая приучает человека чувствовать себя хронически виноватым. С этим на консультации можно работать. Избавить вас от истинной причины этого чувства. Можно по скайпу.
Самостоятельно вы можете:
Открыто говорите о том, что вам нравится, а что не нравится. Нездоровое чувство вины — это невысказанная агрессия, направленная на себя.
Попробуйте написать официальную объяснительную, почему и за что вы виноваты, к каким последствиям это привело.
Не пытайтесь понравиться каждому. Будьте собой.
Психолог
Здравствуйте Анна!
Я понимаю сложно говорить про мир женщины, у которой есть невыполненная мечта, хоть она и тревожится больше, чем надо на эту тему, но это правильно. Вы не сможете жить, если вас будет мучить мысль о детях. Их можно родить, но только тогда когда вы их будете ждать с удовольствием , а не с чувством стресса и переживаний, и тогда не важно и сколько вам лет и что было до этого. Вы сейчас мысленно, даже не родив, переживаете на все темы вокруг этого вопроса и этим только загоняете себя в тупик, а так нельзя. Я уверена, если вы поменяете мышление хотя бы на время по отношению к себе, семье, мужу и детям, то все это кончится счастливым случаем. А так надо не только пить таблетки, это точно надо подобрать что то полезное, но главное любить и себя, и жизнь, и семью, и мужа, и детей, и тогда жизнь вас отблагодарит за это и подарит кусочек счастья для жизни, и вас в том числе. Приходите ко мне на бесплатную консультацуию по Ватс апу - напишите на сайте или на телефон и мы пообщаемся и я подробно объяснюю что вы можете сделать и как то хочется помочь вам и я надеюсь вы пойдете мне на встречу и мы решим ваш вопрос. Жду вашего письма и решения о консультации
Психолог
Здравствуйте Анна, стоит проанализировать как часто в своей жизни вы испытываете вину? В детстве часто испытывали это чувство? Возможно в вашей семье кто то показал пример или вам привили это чувство? Предлагаю белее детально разобраться на первой бесплатной онлайн встрече.
Психолог
Здравствуйте, Анна!
Если вы глубоко и непреклонно верите в себя, то не слушайте никого!
Достаточно выбрать свое базовое убеждение. Например: я забеременею и рожу здорового ребенка в самое благоприятное для меня и ребенка время! И, если вы будете убеждены, ваш организм и ваша реальность перестроится под ваше убеждение. Это неизбежно!
Однако, не будет лишним сходить на родовой и исторический уровень и посмотреть, что вас удерживало от этого! Ведь вы сделали свой осознанно и на это есть свои причины!
В любом случае, это ваша жизнь и только вы знаете, что для вас правильно!
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте Анна!
Слышатся ваша тревога и беспокойство.Спутанность в чуствах, боль. Я сочувствую вам и надеюсь, мои наблюдения как-то помогут.
У меня к Вам два вопроса (ответьте на них сами себе)
1. Вы чувствуете вину потому, что поздно вышли замуж или потому, что испытываете трудности в вопросе продолжения рода? Прежде чем решать вопрос, его нужно максимально просто и четко обозначить. "Виновата, что нет детей", например.
2. В вашем обращении из 6 строк 2 нелицеприятные оценки. Вы к себе так же критично относитесь? Кто научил вас быть такой требовательной и безжалостной к себе? Кто внушил вам, что всё в вашей жизни зависит только от вас?  Всё общество как-то ориентирутся на вас (вы не пишете, как именно вы думаете, но и так, будто бы знаете, что ваш образ мыслей пагубен для общества и будущих детей)? И точно ли, вот это чувство, о котором вы пишете (вина), оно принадлежит вам самой? Может ли быть такое, что эти мысли проистекают из убеждений, которые вам не принадлежат, а "вложены в вас, как мина замедленного действия когда-то раньше"? Кто этот человек? почему вы думаете его словами? Почему не ищете свой собственный голос?
Знаете, ведь это дети про родителей думают, что они всемогущие. Некоторые даже просят дождь остановить, чтобы можно было гулять пойти.
А совсем младенцы тоже думают, что когда они плачут, то меняется мир. Чувствуют, конечно, не думают.
Так вот, обычный живой человек из плоти и крови не властен над всем, и над собственным организмом тоже. Это тревожно и трудно об этом даже думать бывает. Но хорошая новость в том, что мы можем выбирать свои цели в жизни, свои ценности, свои смыслы. Мы можем жить ради кого-то, кто уже есть. Делать что-то полезное, но не обязательно великое для тех, кто в этом нуждается прямо здесь сейчас рядом с нами. Бывает так, что для нас чепуха, а для другого человека - великое благо.
Я советую вам почитать книги Виктора Франкла про волю к смыслу и желаю отыскать свой личный смысл жизни.
Психолог
Здравствуйте, Анна! Спасибо, что обратились и поделились своими переживаниями. Постараюсь изложить своё мнение без поверхностных советов, чтобы у вас была возможность самостоятельно поразмышлять и прийти к каким-то мыслям.
Предположу, что ваше чувство вины это самая очевидная и социально распространенная причина, которая маскирует более глубинные процессы. У меня возникла гипотеза, что вам свойственно брать на себя ответственность за вещи, которые выходят за рамки вашего контроля. Здесь будет не лишним подумать и повспоминать какие в детстве вам поручали дела, были ли они соразмерны вашему возрасту; какие опасения (страх быть наказанной) у вас возникали за промахи? И исходя из этой гипотезы, выстраивать алгоритм терапевтического процесса пошагово:
1. поработать с причинами появления этого чувства;
2. снять с себя излишнюю ответственность;
3. укрепить ваше стремление жить в согласии с собой, а не с ожиданиями окружающих.
Фактически, это работа с вашей детской и взрослыми частями, и проживание всех процессов, которые на этом этапе могут дать о себе знать: сопротивление, страх, беспомощность, обида. А также ослабить систему ваших иррациональных убеждений о себе.
Если у вас возникнут вопросы, обращайтесь - возможно вместе мы сможем разобраться. Желаю вам всего самого хорошего!
Психолог
Здравствуйте Анна! Не совсем понятно из сообщения к кому Вы чувствуете вину, к обществу, что вымрет, если поздно родите, к родителям, что поздно замуж вышли, или, что еще не рожденный ребенок не родился? Вернуть 10 лет и выйти замуж "вовремя" уже не получится, случилось так, как случилось, этого не изменить, остается принять, и когда примите - что по новому?
Тема репродукции крайне уязвима для женщины, приходя ко врачу на прием вы подписываете согласие на осмотр, и не хотеть идти на ЭКО ваше право.
Тело и психика взаимосвязаны, когда в теле есть ощущение небезопасности, тревоги, оно может отключать репродуктивную функцию, за ненадобность так сказать, задача тела - выживание. Напишите письмо "моя беременность", какие здесь чувства, больше напряжения или радости, что я боюсь, а с чем справлюсь, чего я жду и как может не произойти. Если негативных аспектов больше- стоит найти своего психолога и найти причину своих состояний.
Я рекомендую клиентам книгу, врача акушера гинеколога Д. Лубнина "Добрая книга будушей мамы", в книге описана связь психики и тела, какие анализы стоит сдавать, для чего, а какие анализы бессмыслены.
Если решитесь на консультацию психолога буду рада помочь находить свои ответы на вопросы.
Психолог
Здравствуйте! "Хороший тамада (психолог) и конкурсы интересные (советы непрофессиональные)". Хорошо, что вы такой осознанный и патриотично настроенный человек. Но хочется привести цитату-молитву: " Боже дай мне сил изменить, что я могу изменить,  принять, что я не могу изменить и мудрости отличить одно от другого". Так вот, можете ли вы сейчас что-то сделать с тем, когда вы встретили вашего мужа, и сроки того, когда вы поженились? Характерно ли в принципе для Вас чувствовать себя виноватой по поводу и без? Даёт ли Вам чувство вины "моральное право" осуждать тех, кто допустим , ещё не женат? Помогает ли Вам чувство вины в решении какой то вашей задачи? И если представить, что этого чувства не было, как бы складывалось Ваша жизнь: что было бы хорошего или плохого? Честные ответы на эти вопросы могут показать направление работы над собой
Психолог
Здравствуйте, Анна!
Какую цель Вы преследуете, описывая свою ситуацию в подобном контексте.
Чтобы не попадаться на удочку к "психологу" - сформулируйте свой запрос психолгу и приходите на консультацию к психологу или психотерапевту, если такая потребность есть. Психолог не будет советы давать. Психолог будет работать с вашим запросом вместе с Вами.
С уважением,
Психолог
Анна, здравствуйте. На самом деле, возраст вполне позволяет рожать. Страхи скорее, надуманые. Но по крайней мере, я не вижу каких-то рисков.
Психолог
Были в практике случаи, когда при невозможности  забеременеть- после коррекции - беременность - наступила.
Психолог, психотерапевт
Здравствуйте.
Анна, ваше чувство вины по поводу "позднего" замужества понятно, особенно если оно подкрепляется иррациональными страхами и давлением общества. Давайте разберем вашу ситуацию и попробуем понять, как справиться с этими чувствами.
Почему вы чувствуете вину:
Общество по-прежнему навязывает стереотип о "правильном" возрасте для замужества и рождения детей. Вы можете ощущать на себе это давление, особенно если окружающие вас люди выходили замуж раньше.
Вы можете бояться, что не оправдываете ожидания других людей, включая свою семью или друзей.
Ваши мысли о вымирании общества и рождении больных детей – это проявление страха за будущее и тревоги.
Возможно, у вас есть сильный внутренний критик, который осуждает вас за "неправильный" выбор и навязывает вам чувство вины.
Вы можете придерживаться иррациональных убеждений о том, что если вы не вышли замуж раньше, то это непременно приведет к негативным последствиям.
Почему эти убеждения ошибочны:
-Нет "правильного" возраста. Нет единого "правильного" возраста для замужества. Каждый человек индивидуален, и выходите замуж, когда чувствуете готовность и встретите подходящего партнёра.
-Рождение детей – это личный выбор. Решение о рождении детей – это личное решение пары, а не обязанность перед обществом.
-Возраст не всегда влияет на здоровье детей. Хотя риски рождения детей с некоторыми патологиями возрастают после 35 лет, они не являются фатальными, и существует множество здоровых детей, рождённых женщинами старше 35 лет.
-Брак должен быть осознанным. Вы сделали осознанный выбор вступления в брак в более позднем возрасте, и это совершенно нормально.
Вот что вам нужно делать:
1) Осознать и признать свои чувства. Не подавляйте свои чувства вины, а попробуйте их осознать. Понимайте, что это чувство – результат социального давления и страхов.
2) Развеять иррациональные убеждения. Критически оцените свои мысли. Действительно ли, если вы вышли замуж позже, то это непременно приведет к вымиранию общества? Скорее всего, нет.
3) Фокусироваться на настоящем. Сосредоточьтесь на своей жизни сейчас. Наслаждайтесь своим браком, занимайтесь любимыми делами.
4) Установить границы. Защищайте себя от давления общества и негативных комментариев.
5) Поговорить с мужем. Обсудите свои чувства с мужем, если вам это нужно. Он может оказать вам поддержку и понимание.
6) Обратиться к психологу. Если чувство вины не проходит, обратитесь к психологу. Он поможет вам:
-Разобраться в причинах вашего чувства вины.
-Избавиться от иррациональных убеждений.
-Повысить самооценку.
-Научиться принимать себя такой, какая вы есть.
-Развить навык противостоять социальному давлению.
Анна, ваше чувство вины – это не ваша вина. Это результат устаревших социальных установок и страхов. Вы имеете право жить своей жизнью и принимать свои решения. Обратитесь за помощью, если вам это необходимо.
Не позволяйте чувству вины лишать вас радости от брака и жизни. Вы достойны счастья, независимо от того, когда вы вышли замуж.
Психолог
Ни хмель, ни эко не решит вопрос, до тех пор пока не снять внутренние барьеры! Каждый в этой жизни имеет только то, что позволяет себе! Достаточно проработать все страхи и сомнения, стать готовой к ответственности и всё наладится. Да написать легко, но как это сделать? Это уже работа психолога, желательно дипломированного и с опытом в этих вопросах, буду рада вам помочь
Психолог
Здравствуйте, Анна!
Позвольте задать глупый вопрос, какая 'высшая инстанция' обозначила для Вас рамки 'поздно', при обозначении сроков замужества? Илеальное время для создания семьи - зрелость партнëров.
Ещë более глупый вопрос - зачем обращаться к психологам, если Вы уже сформировали для себя некий стереотип? Позвольте домыслить - для укоренения мысли о бесполезности профессии! Совет - что-либо пить, как и любой другой - явно не профессионален. Инструмент психолога - беседа, с целью подсветить путь.
Предлагаю направить сарказм в созидательное русло, обращайтесь, пока 'все не вымерли').
Психолог
Здравствуйте, Анна!
Ключевой момент в вашем обращении похоже связан с чувством вины.
Причем вины глобальной, как будто за всех людей.
Чтобы лучше понять от куда такое чувство появилось и потом определить направление работы, предлагаю ответить на несколько вопросов:
вы испытываете чувство вины только в отношении того, что поздно вышли замуж или есть еще ситуации, когда вы так же ощущаете, что если люди будут поступать похожим образом, то обществу гразит беда;
что запускает ваше чувство вины, т.е. когда оно появляется (само по себе от мыслей или от каких-то событий, или когда что-то видите и т.п.);
когда в прошлом вы испытывали чувство вины, какие вы можете вспомнить события, особенно из детства, в которых вы чувствовали, что виноваты в чем-то;
и, наконец, как бы вам хотелось реагировать в будущем?
Есть хороший метод по работе с трансформацией неприятных переживаний (называется дпдг), рекомендованый ВОЗ, который хорошо помогает справиться с негативными ощущениями и установками.
Я работаю в этом методе, поэтому если мои слова вам ложаться, обращайтесь, изменим ваше внутреннее состояние.
Также вы всегда можете задать интересующие вас вопросы в чате.
С уважением!
Психолог
Здравствуйте, Анна. Понимаю ваши опасения, видно что вопрос рождения детей для вас важный и болезненный. Жаль что опыт смпрошлым психологом вам не зашёл. Такое бывает. Вы вышли замуж не поздно, а когда посчитали нужным. Это ваше право, и никто вкулючая вас, не должен вас виноватить в этом. Наверняка у вас есть основания переживать, мы не знаем полностью вашей жизни и вашего здоровья. Могу сказать что вашей вины точно нет, возможно всё ещё получится. Все остальные люди также вольны решать когда выходить замуж и рожать детей, или вообще не рожать. Человечество от этого не вымрет. Всё равно у всех складывается по-разному. Я родила в 33 года, здорового ребёнка. Не без помощи медиков конечно, но всё таки справилась. Возможно вам нужно больше времени, или вы делаете что то более важное.
Психолог
Здравствуйте, Анна.
Это тема действительно не простая. Первое на что я обращаю внимание, это Ваше чувство вины. Хотелось бы задать Вам много вопросов, чтобы помочь распутать этот узел из мыслей и чувств.
Если возникнет желание обратиться буду рада Вам помочь.
Освобождение от чувства вины и навязчивых мыслей, поможет по другому посмотреть на себя и ситуацию. Когда будете готовы, придет верное решение, которому Вы сами внутри скажите , да!