спрашивает: Никита (Самара)
Пришел после армии в июне 2024 года, месяц отдохнул и устроился на работу, отработал месяц и уволился ,сейчас работаю месяц на другой работе, но вкус к жизни полностью угас. Я не хочу ничего делать, куда-то идти. Пробовал заниматься тем что приносило радость до армии, но ничего хорошего из этого не выходит

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Никита!
Просто вы стали другим! У вас появилась глубина! И это все про отношения с собой. Быть с собой и принимать безусловно все, что с вами происходит, позволять себе быть любым, это сейчас для вас главное!
Вы хотели бы прежних ярких ощущений! А во внешнем мире их нет! Но вы источник всего на этом свете!
Поэтому, просто дайте себе время на адаптацию! И позвольте себе быть таким, какой есть!
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте, Никита! Описанное вами состояние, знакомо многим людям, которые столкнулись с ощутимыми переменами (событиями) в жизни. Полагаю, что для вас и вашей психики служба в армии оказала именно такое переломное влияние. Проживание такого опыта часто сопровождается чувством опустошённости и потери смысла, даже если внешне кажется, что всё идёт как надо: вы ищите работу, пробуете возвращаться к своим прежним увлечениям. Однако, это ощущение «угасания» может указывать на внутренний конфликт или усталость, которые нужно изучить.
Я бы рекомендовала вам обратить внимание на следующие моменты:
1. Принятие текущего состояния. Важно признать своё текущее состояние. Вы прошли через серьёзный жизненный этап, и сейчас, возможно, вам нужно время и внимание для восстановления. Это не значит, что вы «неправильно» себя чувствуете. Допустите, что сейчас у вас может быть период адаптации, когда прежние способы радоваться жизни не работают, и это нормально.
2. Работа с эмоциями. Армия – это не просто физическая нагрузка, но и эмоциональная. Пройденный опыт может оставлять следы, которые не всегда сразу заметны. Попробуйте обратить внимание на свои внутренние ощущения: может быть, есть что-то, что вы подавляете или не осознаёте. В такой ситуации полезно обратиться к специалисту, чтобы глубже понять, что с вами происходит и какие шаги можно предпринять для улучшения состояния.
3. Поиск новых смыслов. Если старые занятия больше не приносят радости, это может быть неплохим трамплином для поиска новых интересов. Возможно, теперь вам хочется чего-то другого, не то, что прежде. Это не значит, что всё прошлое потеряно, это лишь сигнал, что вы развиваетесь.
4. Работа с усталостью. То, что вы начали работать сразу после службы, может говорить о вашей готовности действовать, но, возможно, ваше тело и разум ещё не полностью восстановились. Попробуйте дать себе больше времени для отдыха и восстановления, даже если это будет временная пауза. Старайтесь постепенно добавлять активности, которые поддерживают вас физически и эмоционально, а не только те, которые требуют напряжения.
5. Обратная связь с окружающими. Не стесняйтесь говорить о своём состоянии с близкими людьми. Иногда разговор с теми, кто вас понимает, может помочь найти выход из состояния апатии. Они могут предложить поддержку, даже если не всегда смогут понять весь ваш опыт.
Не нужно пытаться сразу всё исправить, но важно шаг за шагом возвращать себе контакт с собой и своими потребностями. Этот путь может быть долгим, но со временем вы найдёте новые точки опоры и смыслы, которые помогут вам восстановить вкус к жизни.
Практический психолог, тренер
Добрый день Никита! Думаю, что это связано с подавленными эмоциями. Подавление эмоций иногда приводит к равнодушию - это некая защитная реакция. Что бы не испытывать боль, человек вообще перестает испытывать эмоции. Так же может стоять запрет на негативные эмоции. Нужно разрешить себе жить - чувствовать, испытывать разные эмоции - и грусть, и тоску, и злость, и радость.
Так же стоит всё таки начать познавать себя заново - вы прошли определенный этап, получили новый опыт, и возможно, ваши интересы уже изменились. И вам не обязательно должно нравится то, что нравилось раньше.
И ещё одна из гипотез - это отдых. Вы точно хорошо отдохнули?) У вас получилось расслабиться, привести себя в спокойное и ровное состояние ? Вы хорошо питаетесь, спите, достаточно находитесь на свежем воздухе, общаетесь с друзьями ? Что бы была мотивация и желание жить - нужны силы и энергия. Поэтому очень важно научиться качественно отдыхать. Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте, Никита,
Служба в армии, столкновение с оружием, тотальным подчинением, отсутствием свободы перемещения и другими особенностями может быть огромным стрессом для человека. Кому то нравиться быть военным, многие даже выбирают эту профессию. Но для молодого человека часто это та еще встряска, и часто требуется некоторый срок восстановления после армии, понимание близких, помощь психолога. Это нормально, и фальшивые подбадривающие мускулинные  установки типа «мужик должен пройти армию» не работают и звучат неуместно. Одно дело, когда есть склонность к оружию, военному делу, а другое, когда юноша попадает из привычной среды в другую реальность, не самую , мягко говоря,  комфортную. Особенно в контексте нашего времени. И это может быть с каждым. Например, , когда известного писателя Сартра призвали в армию,после ему пришлось лежать с больнице с психологическим стрессом. То же было и художником дизайнером Ив-Сэн Лораном ( его матери пришлось забирать его оттуда, т к состояние было ужасным) Т к это особый склад эмоциональности, но это не слабость. Люди разные. Вы,  человек, похоже, с повышенным чувством ответственности, не дали себе побольше времени , только месяц прийти в себя после армии, и сразу на работу. Возможно, Вам нужно немного больше времени, поехать куда-то, «перекрыть» впечатления, и подумать, что делать дальше. Все таки было то, что интересовало до армии. Но Вы изменились, и это нормально, что интересы поменялись. Сейчас, просто постарайтесь сохранить бытовой рутинный режим, занятия спортом, можно больше загрузить себя физически ( бег, единоборства). Дайте себе возможность восстановиться и  не планируйте ничего глобального сейчас, только на ближайшие дни, неделю.
Психолог
Здравствуйте, Никита!
Какая помощь Вам нужна? Помочь найти вкус жизни? Как армия повлияла на Вас, Ваше отношение к жизни? Что произошло внутри Вас? Почему угас интерес к тому, что было раньше? Какое у Вас образование? Кем Вы работаете? Какие у Вас были увлечения в детстве?
Ответьте на эти вопросы, и вполне возможно, что-то внутри Вас шевельнется и поможет найти интерес к жизни.
В другом случае, приглашаю на консультацию и будем вместе искать Ваш интерес.
С уважением,
психолог Вера М.
Психолог
Мало информации... Это очень похоже на последствия ПТСР... Тогда чувства угнетены. Нужно обратиться в неврологическую клинику. После Вьетнамской войны Американские психологи отработали метод.... В стационаре делают уколы, определённые лекарства. 3-5 уколов и Мир наполняется светом и радостью. Жизнь становится удивительно яркой, хочется любить весь мир... НО, только в стационаре и только под наблюдением врача. Через неделю уже лучше , наблюдаются 3 месяца и все. В Питере, клиника Степанова-Скворцова там так делали.
Психолог, специалист по работе с телом
Здравствуйте, Никита!
Не переживайте сильно. То, что с Вами происходит, почти нормально. Год жить по писаным и неписаным законам армии, сильно отличающимся от законов "гражданки" - это не проходит бесследно. У Вас изменилась система ценностей. Но со временем Вы вновь адаптируетесь на гражданке, как раньше адаптировались в армии. Просто это - два сильно разных мира.
Дайте себе время. Если не будет улучшений, скажем, ещё через месяц - обращайтесь.
Ну и не пытайтесь получить ровно те же эмоции от деятельности, которая Вам нравилась до армии. Вы изменились, значит, нужно заново искать для себя ценное.
Удачи Вам!
Психолог-консультант, арт-терапевт, ОРКТ-практик
Здравствуйте, Никита!
Вы только недавно пережили стресс колоссальной силы, Ваши чувства пульсировали в накале, и серые будни видятся Вам пресными. Дайте себе времени на разгрузку от былых эмоций, разбиритесь с личностных изменениях! Приглашаю к диалогу!
Психолог
Никита,
Что там такое « пустота или одиночество»? Я предлагаю одно упражнение, которое поможет понять, что там внутри такое, из за чего кажется некомфортно и одиноко, чувствуется отсутствие радости жизни.
Сейчас будет самое интересное, представьте себя известным кинорежиссёром. Сами выберите каким хотите стать. Сядьте удобно в кресло, увидьте себя в качестве актера и прокрутите фильм о вас. Я не знаю каким он будет: про семью, про работу или про отдых, вы сами решите для себя, какую часть вашей жизни хочется подкорректировать.
Просмотрите этот фильм, отметьте для себя те моменты, которые вам не нравятся в самом себе, в окружении или поведении. Выйдите из роли и запишите все комментарии про себя на бумаге. Может у вас даже получится мини рассказ про себя. Один рассказ- от лица «режиссера», а второй от лица «актера». И это будут абсолютно разные картины: одна реальная, со своими сложностями, а вторая идеальная.
А вот теперь эти письма о самом себе как бы с двух сторон нужно проанализировать.
Если в нем много обид на себя или окружение - работать с этим моментом. Если чувствуете злость или вину, то уделить этому внимание.
Можете пробовать самостоятельно, а если что то не будет получаться, обращаться к квалифицированному специалисту. Буду рада вам помочь.
Все в ваших руках.
Не бойтесь начать жить с начала: сегодня, здесь и сейчас. Без озлобленности и обид. Все зависит от вас, воспользуетесь вы этим шансом, или нет.
Клинический психолог, гипнолог
Здравствуйте, Никита! Ваши чувства и переживания в данный момент – это довольно распространенное состояние, особенно после значительного жизненного события, такого как служба в армии. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь вам справиться с текущей ситуацией и восстановить интерес к жизни:
- Позвольте себе чувствовать то, что вы ощущаете. Угасание интереса к жизни может быть нормальной реакцией на стресс или изменения, и это важно признать.
- Начните с небольших шагов, даже если вам не хочется. Попробуйте выделить 10-15 минут в день для какого-то занятия, которое раньше приносило радость, даже если сейчас это не так. Главное — не перетруждаться и не ставить перед собой высоких ожиданий.
- Регулярная физическая активность может значительно улучшить ваше самочувствие. Даже простая прогулка на свежем воздухе или легкие упражнения могут снять напряжение и повысить уровень энергии.
- Составьте распорядок дня. Простые вещи, как регулярное время для пробуждения, приема пищи и отдыха, могут помочь вам почувствовать себя более организованным и контролирующим свою жизнь.
- Попробуйте что-то новое или интересное для себя. Это может быть занятие, которое вы раньше не пробовали, например, курсы, группы по интересам или волонтерская деятельность. Иногда новые впечатления могут помочь открыть новые горизонты и вернуть интерес к жизни.
- Рассмотрите возможность работы с психологом или психотерапевтом, чтобы разобраться в своих чувствах более глубоко. Профессионал может помочь вам разработать стратегии для выхода из этого состояния.
- Определите небольшие, достижимые цели на ближайшее время. Это могут быть как простые задачи, так и более долгосрочные мечты. Постоянный прогресс, даже в мелочах, может вернуть вкус к жизни.
- Попробуйте заняться чем-то творческим, будь то рисование, музыка, письмо или другое. Творчеству часто удается пробудить эмоции и вернуть радость.
- Позаботьтесь о своем физическом и психическом здоровье. Правильное питание, достаточный сон и отдых могут серьезно повлиять на ваше общее самочувствие в этот период.
Ваши чувства важны, и работа над их пониманием и восстановлением интереса к жизни может занять время. Будьте терпеливы к себе и позвольте себе постепенно адаптироваться к новым обстоятельствам. Вы заслуживаете поддержки и возможности находить радость в жизни!