спрашивает: Глеб (Москва)
Здравствуйте, мне 21 учусь в меде, последнее время усугубилось чувство какого-то невроза. Оно было раньше, но с момента, как начались отношения с нынешней девушкой, сошло почти на нет. Изменения с нашими отношениями не связываю. Я чувствую в себе перелом, какая-то боль которая очень часто подкреплялась из далекого, которая всплывает и ломает что-то сейчас, это выливается в невосполнимую пустоту, то самое чего не хватает. В шесть лет я переехал в Россию с родителями, выучил язык, вокруг меня есть большая семья, друзья. Однако ощущаю себя человеком без места. Кажется, что я стал тупее со времен школы, хуже запоминаю, потерял остроту ума. Меньше получается творить и придумывать, всё как будто не то. Часто чувствую в себе инаковость. Очень остро ощущаю это с людьми, в большинстве диалогов не хочу участвовать.
Дома, не чувствую, что дома.
Есть чувство будто я покрыт пятнами и вообще что я ничего не могу хорошо. оно меня убивает скорее всего это корень невроза. В моменты этого невроза кусаю щёки, расчесываю кожу сильно, чувствую внутреннюю пустоту и потерянность. Я даже не знаю что делать, от этого хуже, не знаю как быть.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Глеб.
Для всех процессов в вашей психике и соматических проявлений (покусывание щек, расчесывания), есть причины. Как правило это следствие стрессовой ситуации. Когда таких ситуации накапливаются, а инструментов (автоматическая реакция на стресс, приобретенная в течении жизни) не достаточно, прявляются различные симптомы. У вас в данном случае они такие (перечисленные вами). Что нужно сделать? заглянуть в прошло(проработать) и разобрать настоящее, найти все причины и проанализировать. Так же проанализировать, что было и как ваш мозг с этим справился, как вы сейчас справляетесь с стрессовыми ситуациями. Самому не получится, нужен сторонний помошник (психолог).
Для снижения вашей симптоматики, хорошо помогает спорт, так же секс (Сейчас у вас есть девушка, предпологаю, что в постеле все ок и это может сглаживать симптомы), так же есть различные методики для снижения стресса. Но все это убрать можно только путем глубинной проработки (искать причину и убирать ее). Будут силы и возможность обратитесь к психологу и все у вас наладится.
Психолог-консультант, кризисный психолог, кросс-культурный психолог
Глеб, здравствуйте!
В заголовке вопроса вы пишете, что ничего не можете сделать хорошо, но далее в тексте описываете, какую напряженную работу ваша психика проводит ежедневно, пытаясь "удержать вас на плаву". Во-первых, некая боль, которая начала всплывать, во-вторых, отсутствие "своего" места (а отсутствие места означает, что вам негде отдохнуть душой и расслабиться, вы вынуждены постоянно весь накопленный стресс таскать на себе), в-третьих, учеба, которая требует много сил и времени. Самое неприятное, что внешнему глазу стороннего наблюдателя эти усилия не видны, их чувствуете только вы.
Не ругайте себя за снижение умственных способностей - когда мы переживаем стресс, и, особенно, когда мы это делаем долго без возможности передохнуть, наши когнитивные способности действительно падают, это нормально, и это восстановимо.
Я подтвержу высказанное некоторыми коллегами мнение - сначала вам необходимо обратиться к психиатру. Не бойтесь этого обращения, врач протестирует ваше состояние и назначит препараты, снижающие уровень невроза. После этого вам стоит обратиться к психологу для устранения корня невроза, чтобы проблема не вернулась к вам, когда курс препаратов будет закончен.
Желаю вам удачи!
Обращайтесь, если будет желание.
Психолог
Как бы иной раз ни казалось, что очень просто самому себя вытащить из той ситуации, в которой оказался. Но по факту это сделать получается очень сложно.
Вот вроде бы все, что нужно для жизни есть, а радости или удовлетворения не приносит. Не радуют те вещи, которые раньше радовали. Что же делать в этой ситуации. Когда все резко стало серым и никчемным?
Первым шагом на пути к «выздоровлению» станет Уборка.
Именно уборка снаружи и внутри себя. Начинаем с того, что нас окружает. Это дом, квартира или комната. Запомните- хотите начать новую жизнь, скажите Нет старому хламу и старым вещам.  Разберите каждый уголок вашего дома, давно ли вы пользовались этим или тем предметом? А может вы год или больше его не трогали? Тогда настало время освободить это место для чего то нового. Принцип понятен - все, что не используется больше года, скорее вам вряд ли когда либо пригодится. Это правило касается и личных вещей, и косметики, и посуды и техники.
Резюмируем - дарим, продаем или выбрасываем то, что вам давно не нужно. Какой из трех вариантов выбрать решайте сами. Благо сейчас полно барахолок, и то, что вам не нужно, может быть очень полезно кому то другому. Тогда и произойдет обмен. И вы останетесь более чем довольны.
После разбора вещей, на которые вам понадобится время, переходите к генеральной уборке помещения. Уберитесь в каждом уголке вашего дома, проведите ревизию на всех шкафах и антресолях. Физические движения и занятость очень хорошо заполняют ваше внутреннее пространство. После разборки и уборки остановитесь, и спокойным взглядом осмотрите каждую вещь, которая вас окружает: нравится ли она вам, или мозолит глаз? Все, что находится за пределами вашего комфорта- нужно заменить.
Внешние помогающие атрибуты позволят вам начать выход из депрессивного состояния, в котором вы застряли.
После уборки в вашем внешнем мире, начинаем переходить к себе, своему телу и душе.
Далее двигайтесь как вам комфортнее. Начинаем приводить тело к состоянию, о котором давно мечтали.
Осмотрите себя: все ли вам в себе нравится, или есть моменты, которые вы хотели бы откорректировать?  На этом пункте все вам в помощь: и массаж, и бассейн, и спортивный зал. И не забывайте про очень эффективную вещь- как самомассаж. Ведь достаточно всего несколько минут в день, и вы постепенно будете приближать себя к тому виду, который вам бы хотелось.
Параллельно с этим, начинайте расписывать все свое свободное от работы и иных занятий время: о чем вы давно мечтали, но не могли воплотить в жизнь? Не было желания, времени или ресурсов? Сейчас у вас Есть и время, и ресурсы и желание для себя любимого. Теперь, у вас достаточно плотный график, в котором есть и прогулки, и физические занятия, и походы в театр и кино, и есть минутка на чтение. Но теперь переходим к важному моменту- внутреннему состоянию.
Я вас уверяю, что после того, как вы разберете самые потаенные уголки вашего жилища, начнете воплощать в жизнь те планы, которые вы сами себе составили, у вас на упадничество просто не останется ни времени, ни желания. Ведь вы все сделали так, как вам нравится!
А вот теперь переходим к заключительной составляющей вашего внутреннего мира. Что там такое « пустота или одиночество»? Я предлагаю одно упражнение, которое поможет понять, что там внутри такое, из за чего кажется некомфортно и одиноко.
Сейчас будет самое интересное, представьте себя известным кинорежиссёром. Сами выберите каким хотите стать. Сядьте удобно в кресло, увидьте себя в качестве актера и прокрутите фильм о вас. Я не знаю каким он будет: про семью, про работу или про отдых, вы сами решите для себя, какую часть вашей жизни хочется подкорректировать.
Просмотрите этот фильм, отметьте для себя те моменты, которые вам не нравятся в самом себе, в окружении или поведении. Выйдите из роли и запишите все комментарии про себя на бумаге. Может у вас даже получится мини рассказ про себя. Один рассказ- от лица «режиссера», а второй от лица «актера». И это будут абсолютно разные картины: одна реальная, со своими сложностями, а вторая идеальная.
А вот теперь эти письма о самом себе как бы с двух сторон нужно проанализировать.
Если в нем много обид на себя или окружение - работать с этим моментом. Если чувствуете злость или вину, то уделить этому внимание.
В своих предыдущих статьях, я рассказывала об эффективных способах работы с обидой, чувством виды и сценариями.
Можете пробовать самостоятельно, а если что то не будет получаться, обращаться к квалифицированному специалисту.
Все в ваших руках.
Не бойтесь начать жить с начала: сегодня, здесь и сейчас. Без озлобленности и обид. Все зависит от вас, воспользуетесь вы этим шансом, или нет.
Психолог, специалист по работе с телом
Здравствуйте, Глеб!
Ну что же, Вы потратили немало лет для того, чтобы быть востребованным обществом. И теперь ощущаете тупик, потому что общество не собирается ценить то, что Вы сделали ради него. Спойлер - и не оценит в будущем, если ничего не делать.
Квалифицированный, умный, ответственный, но при этом недооцененный член общества - это основа устойчивости общества. Потому что ресурс, который не додаётся этому члену, идёт на поддержание устойчивости общества.
Если Вы будете требовать у общества того, на что Вы имеете право (по Вашему мнению), общество либо ответит Вам отказом и предложит изоляцию, либо вынуждено будет согласиться с Вашими требованиями и дать Вам то, что Вы хотите. Однако, как Вы понимаете, здесь есть элемент риска.
Я ничего не могу сделать хорошо, я ощущаю себя человеком без места, я стал тупее, потерял остроту ума, я чувствую собственную инаковость. Вы думаете, что это - Ваша собственная самооценка. Я же полагаю, что это - оценка Вас со стороны общества, которая транслирована Вам и теперь Вы принимаете её за собственную. Почему я так думаю? Потому что Вы - не первый человек, от которого я слышу подобное. И, как правило, так о себе говорят весьма неглупые люди, но главное - люди честные и ответственные.
Кстати, и по поводу того, что дома - не дома, я тоже, увы, слышал. Люди вроде Вас ждут того, что их усилия будут оценены по достоинству, ожидают справедливого к себе отношения, но в ответ получают - ты недостаточно хорош, старайся дальше.
Повторюсь, недооценка - это не ошибка, а часть системы сбережения ресурсов общества. Если хотите восстановить справдливость в отношени самого себя - нужно бороться. Для этого есть методы.
Ну и другая возможная причина Вашего невроза - конфликт между сознаним и бессознательным. Как говорит один человек, Ваше бессознательное остро чувствует то, что Вы собираетесь основатльно закопать собственное предназначение и пытается бить в колокола. Отсюда невроз.
Если что-то из того, что я написал, показалось насколько-то заслуживающим внимания, обращайтесь. Если нет - выбирайте пилюлю другого цвета ))
Удачи Вам!
Клинический психолог, гипнолог
Здравствуйте, Глеб!
Подумайте о том, чтобы поговорить с психологом или психотерапевтом. Индивидуальные сессии могут помочь вам глубже понять свои чувства и найти пути исцеления, если появляются мысли о причинении себе вреда, немедленно обратитесь за профессиональной помощью.
Предлагаю свои услуги!
Психолог
Здравствуйте, Глеб,
Учиться в медицинском это непросто. Но и здорово, ведь, так сложно поступить. Проанализируйте, когда ( Вы пишете «в последнее время») конкретнее появилось это чувство, нервозность, что стало триггером? Возможно, усложнилась учеба, или какие то сложности в Вашей семье, с родителями? То, что многие не испытывают в Москве чувства «дома», «общности», которые так важны в нашей социальной и комфортной психологически жизни, это нормально. Так как общество очень разделено. Подумайте, проанализируйте, возможно, на Вас влияют разговоры близких, знакомых, родственников. Есть ли у Вас возможность побыть одному? Заниматься спокойно учебой? Ведь, в мединституту очень непросто учиться.
Психолог
Здравствуйте, Глеб!
Не ставьте себе диагноз. Когда Вы это делаете, концентрируете свое внимание еще больше на этом. Необходимо понять причины Вашего состояния, откуда они идут и с чем это связано?
Если считаете, что это связано с Вашим прошлым - можно углубиться и заняться психоанализом, который поможет "вытащить" наружу то, что Вас тревожит сейчас. Где эта "зависимость" прячется? Зависимость от прошлого, которая мешает жить в настоящем?
Если это связано с какой-то не доведенной до конца ситуацией и которая не дает покоя из-за своей незавершенности или же Ваши представления о мире и взрослой жизни были иными, чем перед Вами предстала "настоящая" жизнь можно пройти гештальт - терапию.
А быть может все Ваши покусывания и т.п. стали Вашей привычкой от которой необходимо избавиться как можно скорее?
Вспомните что-то благоприятное, что Вас радовало когда-то давно, будучи ребенком и вспоминайте эти моменты в минуты отчаяния, они обязательно помогут Вам выходить из состояния, которое Вас беспокоит.
Приглашаю к себе на консультацию, в результате которой Вы поймете какой путь Вам выбрать и как справиться с Вашим состоянием, которое Вы считаете не здоровым.
С уважением,
психолог Вера М.
Психолог
Здравствуйте, Глеб!
Так как у вас описано - чаще всего работают родовые программы. Сами вы не контролировать, ни справится не сможете. Но, они прекрасно убираются на сессии со специалистом. Это принесет вам чувство свободы и симптомы все уйдут!
Психолог
Здравствуйте,  Глеб! То, что вы рассказываете, действительно,  похоже на сильные переживания, которые проявляются достаточно ярко. В таких случаях любой квалифицированный психолог сначала порекомендует обратиться к хррошему психиатру. Желательно по рекомендации,  чтобы не для галочки, консультация не за 5 минут. А потом, в зависимости от результатов встречи с психиатром можно пойти в работу с психологом. Советов на сайте точно не будет достаточно, чтобы снять симптоматику. Для самодиагностики, можете воспользоваться  онлайн шкалами Бэка по депрессии и тревоги. Это поможет немного идентифицировать, что с вами происходит. А вот если показатели по тестам будут в норме, то визит к врачу точно не стоит откладывать.  Для самостоятельного изучения подойдет все, что связано с тревогой.
Психолог
Глеб, удачного Вам дня! Возможно, перелом / невроз / чувство "что я ничего не могу хорошо" может быть связано с изменением социального статуса. Школьник - абитуриент - так было раньше. Меньше спрос. Сейчас студент, медик. Возможно, невольно стали сравнивать себя с успешными, богатыми однокурсниками. Плюс, нагрузка в меде, все-же, большая. Это не гуманитарная "халява"). Я порекомендую, опираясь на личный опыт, попробовать два способа. Найти и развить что-то, к чему у Вас склонность, в чем Вы хороши. Сфера, где у Вас есть потенциал. Я, например, существенно поднял свою самооценку, начав в 50 лет бегать и контролировать питание. Второе - найти эмоциональную поддержку в каком-то близком человеке. И напрямую ее запросить. Я, в свое время, к двум близким друзьям обратился. И мы до сих пор друг друга поддерживаем. Возможно, Вы сможете найти опору в семье (Вы пишите, что вокруг Вас большая семья). Так называемая "родовая защита". Может, кто - то из близких будет для Вас примером уверенности, стойкости. Ну, и третье - физика. Т.е. воздействовать на повышенную тревожность легкой фармакологией. И чуть терпения. Такая тревога, как правио, проходит. Удачи Вам! С уважением, Константин
Психолог-консультант, арт-терапевт, ОРКТ-практик
Здравствуйте, Глеб!
А могли бы Вы описать свою противоположность, какими бы характеристиками наделили? Если не 'инаковый', то какой? Приглашаю Вас порассуждать, чем выгодна позиция данного персонажа? И от чего Вы спасаетесь своей 'другостью')
Психолог. Семейный психолог консультант
Здравствуйте, Глеб. Вам бы в терапию пойти, на звоночки, которые Вы описываете стоит обратить внимание.
Можно ли сказать, что расчесывая кожу и кусая щеки, Вы ощущаете себя живым, существующим? Как давно этот период длится?